Попробуем пройтись по пунктам так называемого мирного договора. Почему я называю его «так называемым»? Потому что, по моему мнению, опубликованный текст – это не столько про мир, сколько про укрепление дипломатических позиций Азербайджана по отношению к Армении.
Первый пункт касается признания границ бывшего СССР – «стороны признают и уважают суверенитет, территориальную целостность, неприкосновенность международных границ и политическую независимость друг друга».
На первый взгляд – стандартная дипломатическая формулировка. Второй и третий пункты продолжают этот стандарт, и так далее. Но, читая договор дальше, в статье 6 говорится: «Полностью соблюдая обязательства по статье I настоящего Соглашения, стороны добросовестно проведут переговоры между соответствующими комиссиями по вопросам границ в соответствии с согласованными правилами комиссий с целью заключения соглашения о демаркации и делимитации государственной границы между сторонами».
Снова кажется, что это стандартное положение.
Однако, уважаемый читатель, хочу напомнить важный нюанс: речь идет о правилах работы комиссий по демаркации и делимитации границы. Как известно, Республика Армения провела процесс утверждения этих рабочих правил через полный внутригосударственный порядок ратификации – от правительства до Конституционного суда, от Конституционного суда до парламента и, в конце концов, подпись президента. Стоит отметить, что подобные процедуры ратификации применяются к договорам, создающим международные обязательства для государства.
Вопрос: какие международные обязательства Армения предполагает в вопросе демаркации и делимитации, что именно правила работы комиссий проходят полный внутригосударственный процесс ратификации? При этом у Азербайджана такой процесс не проходил.
К слову, почти аналогичные правила работы стратегической партнерской комиссии, подписанные Арменией с США, не проходили такой внутригосударственной ратификации.
Таким образом, в договоре, называемом мирным, стандартные формулировки, помещённые в более широкий «иава-паевочный» контекст армяно-азербайджанских отношений, показывают, что сам процесс строится вокруг процедуры демаркации и делимитации, где Армения – в отличие от Азербайджана – рассматривает правила работы комиссии как документ, влекущий международные обязательства для государства.
Политический аналитик Акоп Бадалян