23.11.2024
Выборы в Армении: как предлагают решить проблемы армии и безопасности?
prev Предыдущие новости

Предвыборная Армения: к чему приведут реверансы в сторону экс-министра обороны?

Лидеры группы «Сасна црер» Жирайр Сефилян и Варужан Аветисян, находящиеся в заключении, выступили с заявлением, неожиданно для многих встав на сторону блока «Оганян-Раффи-Осканян» (ОРО). Поводом для заявления стали недавние инциденты в селе Джрарат Армавирской области.


Напомним, по предварительной информации, 12 марта представители правящей Республиканской партии с оружием в руках напали на сторонников ОРО, в результате несколько человек получили ранения. Кровавая драма получила продолжение спустя 2 дня. На этот раз, однако сторонники ОРО решили дать отпор, в результате чего был ранен брат замначальника полиции республики Левона ЕраносянаЛерник Ераносян. Комментируя инциденты, экс-министр обороны и руководитель ОРО Сейран Оганян заявил, что если подобные провокации повторяться, то в ответ «будут предприняты соответствующие меры».


В заявлении Жирайра Сефиляна и Варужана Аветисяна в этой связи отмечается, что представители блока ОРО не только выступили против ущемления прав, чести и достоинства граждан, но и наказали нарушителя. «Также они наказали одного из главных "кнутов" правящего режима - известного своей янычарской дикостью начальника полицейских войск Левона Ераносяна и его брата, да еще в селе, где они чувствуют себя хозяевами", - отмечают в «Сасна црер». По их мнению, это первый случай после бунта "Сасна црер", когда правящий режим получает достойный силовой отпор.


"Безусловно, масштабы несравнимы, однако явление свидетельствует о том, что продолжается протест против насилия, и поднимает голову здоровый инстинкт ответа на применение силы", - подчеркнули авторы заявления.


Также члены группы заметили, что, несмотря на различие в политических взглядах, они выражают свое содействие блоку ОРО и призывают общество готовиться к всенародному бунту. Интересна, однако, и финальная часть заявления, где Сефилян и Аветисян сравнивают бывшего министра обороны с известным персонажем древности – римским полководцем германского происхождения Арминием. Прославленный военачальник, он впоследствии вновь переходит на сторону своих соплеменников и в решающей битве наносит поражение римской армии. Авторы заявления тем самым дают понять, что одна из вчерашних ключевых фигур действующего режима сегодня может возглавить протестное движение.


Риторика «Сасна црер» интересна тем, что фактически впервые радикальная оппозиционная группировка пытается найти какие-то механизмы взаимодействия с «системной оппозицией». Жирайр Сефилян и его сторонники всегда отличались своим политическим «нигилизмом», начисто отрицая законность избирательных процессов в Армении и, следовательно, критикуя силы, участвующие в этих процессах. И их сотрудничество с некоторыми людьми из системной оппозиции, к примеру, с тем же депутатом Николом Пашиняном, всегда носило ситуативный характер.


Лидеры «Сасна црер» всегда считали, что выборы в Армении – будь то президентские или парламентские, являются частью режиссированной властями и лично Сержем Саргсяном театральной постановки. А значит, участвуя в этих выборах, пусть даже с самыми радикальными лозунгами и требованиями, оппозиция, возможно, сама того не желая, обеспечивает Сержу Саргсяну «массовку» в этом масштабном политическом шоу.


После июльского захвата полка ППС полиции в Ереване и последующих многотысячных акций протеста, методы вооруженной борьбы с властью и сейчас остаются в идеологии «Сасна црер» основным лейтмотивом. Однако в силу чисто физической невозможности повторить силовой сценарий (лидеры движения сидят за решеткой), группа активно ищет себе «замену». В качестве этой замены, в силу нескольких факторов, может рассматриваться кандидатура экс-министра обороны Сейрана Оганяна.


Боевой генерал, участник войны в Карабахе, стоявший у истоков создания национальной армии, Оганян – наиболее удобная фигура, способная, по замыслу Сефиляна, «направить» народный гнев в нужное русло, придавая этому гневу столь необходимые скоординированность и организованность. Авторитет Оганяна в армии достаточно высок. И это позволяет лидерам «Сасна црер» рассчитывать в лучшем случае на привлечение армейских подразделений в решение своей задачи, а в худшем на то, что армия в нужный момент сохранит хотя бы нейтралитет.


Разумеется, в этой игре ставки для Оганяна чересчур высокие. В своих заявлениях экс-министр весьма осторожен и сдержан в том, что касается критики высшего руководства страны. И симптоматично, что заявление «Сасна црер», фактически напрямую адресованное Оганяну, поспешил приветствовать другой «экс» - министр иностранных дел и Вардан Осканян.


«Радикализация» ОРО чревата весьма непредсказуемыми последствиями для бывших министров. В прессе некоторое время назад активно циркулировала информация о том, что власти в какой-то момент могут инициировать уголовное преследование против Оганяна, связанное с многочисленными злоупотреблениями в бытность его министром обороны. Сам Оганян затем в одном из интервью сказал, что не опасается подобного сценария, ибо работал честно и прозрачно.


К слову, вопросы у правоохранительных органов могут возникнуть и к Осканяну. В феврале подобный прецедент уже имел место – по обвинению в похищении и избиении человека был задержан сын политика. Спустя несколько дней его освободили под подписку о невыезде.


Не исключено, что при необходимости против двух бывших министров власти решат мобилизовать весь необходимый административно-правовой ресурс. Исходя из такой опасности, слова «Сасна црер» в поддержку Оганяну так и могут остаться гласом вопиющего в пустыне.


Ашот Сафарян, политический обозреватель ИАЦ VERELQ

Эксперт: Иран рассматривает Азербайджан как “черный вход” для Израиля
Следующая новость next

Регион

Все новости