22.05.2025
Сенатор РФ об отношениях с Арменией: нельзя идти вперед, все время оглядываясь назад
prev Предыдущие новости

Эксперт: отказ от создания блоков является краеугольным камнем внешней политики Китая

Активная политика Китая на постсоветском пространстве будет взаимодополнять российское присутствие в регионе или приведёт к конкуренции с Россией, к вытеснению или ослаблению российских позиций в этих регионах? Взаимодействие России и Китая и их соперничество с США может привести к созданию военно-политического блока Москвы и Пекина?


На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ в кулуарах IX Международной научно-практической конференции «Россия и мир: диалоги – 2025» ответил заместитель директора, руководитель Центра азиатско-тихоокеанских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН), д.и.н. Александр Ломанов.


Насколько серьезна активизация политики Китая на постсоветском пространстве, в частности на Южном Кавказе? И можно уже рассматривать Китай как конкурента России и Запада в постсоветском пространстве или у Китая какие-то другие цели?


Я думаю, что Китай надо рассматривать как самостоятельного игрока, интересы которого выходят за рамки соперничества с кем-то. У Китая есть собственные интересы и эти интересы во многом продиктованы экономикой. Китай растет во всех отношениях, но прежде всего эта страна производитель. Ведь когда мы думаем о том, что такое Китай, мы вспоминаем огромное население, мы вспоминаем специфическую политическую систему, но мы реже вспоминаем о том, что эта страна единственная в мире, которая обладает полным спектром производственных компетенций, промышленности, науки. То есть это страна, которая ориентирована на поиск новых рынков. И чем дальше, тем более сложно будет становиться это сотрудничество. Не сложным в смысле трудностей, а более насыщенным, более комплексным. Потому что Китай уходит за рамки производства дешевых, конкурентоспособных вещей. Условно говоря, Китай 1990-х годов, кто его еще помнит, это Китай дешевых маек, кроссовок, пуховиков. То есть сейчас это уже Китай новейших технологий связи, это Китай современных электронных компонентов. То бишь Китаю нужны партнеры. И точно так же Китай прекрасно понимает, что западные рынки для него, если не закроются полностью, то как минимум не приоткроются шире, чем раньше.


Поэтому в Китае сейчас новая стратегия (она относительно новая - примерно 10 лет) — переход от ориентации на сотрудничество с единственной сверхдержавой на расширенное сотрудничество с сопредельным пространством. Этот поворот произошел примерно 10 лет назад. То есть, если до этого в Китае думали, что если они договорятся с Соединенными Штатами, то они решат все свои проблемы, то теперь они понимают, что никакой такой договоренности быть не может. Поэтому сейчас для Китая ценно все. На первом месте Центральная Азия.


Но будет ли это сотрудничество Китая дополнять российское присутствие в регионе? Или, учитывая политические реалии, оно фактически, пусть даже непреднамеренно, будет приводить к конкуренции с Россией, вытеснению или ослаблению её позиций в этих регионах?


Я думаю, что это будет очень сложный процесс с точки зрения поиска моментов взаимного дополнения. Опять-таки, я недаром сказал о том, что Китай является носителем производственных и научных компетенций по очень широкому спектру. Скажем прямо, часть из этих компетенций в настоящее время в России развита меньше, поэтому с точки зрения предложения современных технологий, технологических решений речь может скорее идти о многостороннем взаимодействии России, стран Закавказья и Китая, нежели их лобовой конкуренции.


Другое дело, что Вы не упомянули фактор, который действительно будет приводить к трудностям — это фактор Евросоюза, это фактор Соединённых Штатов Америки. Вот тут будут настоящие проблемы, потому что Запад нацелен на сдерживание Китая. То есть, Китай очень хотел, чтобы Запад вступил с ним в отношения соперничества и конкуренции, такого открытого, честного соперничества, конкуренции, а Запад хочет сдерживать это. Соответственно, будет предприниматься очень много усилий для того, чтобы не впускать Китай на новые рынки, не позволять ему создавать совместные предприятия на постсоветском пространстве. И понятно, что у западных стран — ни у Евросоюза, ни у Соединённых Штатов, нет никакого энтузиазма по поводу инициативы «Один пояс, один путь».


Соответственно, в данном случае, главной проблемой для стран закавказского пространства, в том числе и для Армении, будет не российский фактор, поскольку Россия и Китай научились взаимодействовать. Это очень плотные, хорошие отношения партнёрства, в которых страны понимают интересы друг друга и в состоянии договариваться. А вот Китай и Евросоюз, Китай и Соединенные Штаты договариваться не научились. И время, когда они научатся договариваться, находится как минимум не в перспективе ближайших лет. Это будет очень нескоро. И вот перенос китайско-американского стратегического соперничества и американской политики сдерживания Китая в этот регион может, конечно, создавать неудобства для тех стран, где это соперничество будет разворачиваться.


Вы упомянули взаимодействие России и Китая, конкуренцию или соперничество Китая и США. Это может привести к формированию военно-политического союза КНР и России? Или об этом пока говорить рано даже с учетом нынешней ситуации в мире?


Нет. Это в данном случае это тот самый вопрос, когда зная принципиальные проблемы современной политики, мы можем предсказывать и прогнозировать конкретные вещи. Отказ от создания военно-политических блоков является краеугольным камнем внешней политики Китая. Поэтому в данном случае мы можем быть уверены в том, что Китай не будет создавать блоки ни с одной страной мира, включая Россию. Он не заинтересован в этом. Это позиционирование Китая в современном мире, это базовое китайское понимание, что стратегия создания военно-политических альянсов — это XX-й век. Это прошлое. Это то, что устарело, то, что не имеет перспективы. Китайская стратегия — это широкое партнерство без создания формализованных союзов, это взаимодоверительные, взаимовыгодные отношения, в которых ни одна из сторон не связана жёсткими формальными обязательствами. И для Китая это важно. Потому что, лишь занимая такую позицию, он имеет моральное право критиковать Соединенные Штаты, критиковать Европу за то, что они привержены вот этой узкой блоковой дисциплине.


Айк Халатян


 

Регион

Все новости
 Фото:  mamul.am
22.05.2025
Эрдоган не собирается вновь баллотироваться на президентский пост