В своем Телеграм-канале "Донской казак" российский политолог Сергей Маркедонов анализирует ситуацию в Украине:
1. В конце марта-начале апреля заметно активизировалась дискуссия о возможных президентских и парламентских выборах на Украине. Целый ряд украинских изданий со ссылками на «влиятельные источники» опубликовали материалы о подготовке к избирательной гонке за президентское кресло. Советник Андрея Ермака, де-факто споуксмен офиса президента Украины Михаил Подоляк заявил о необходимости второго президентского срока для Зеленского. И, конечно же, интриги добавил влиятельный «The Economist». И хотя это издание в последние годы, взяв курс на последовательную борьбу с «наступательным путинизмом», изрядно растеряло прежнюю солидность и основательность, мнение такого инфоресурса, недооценивать не стоит. Журнал, между тем, выпустил материал с «говорящим заголовком» «Перспектива досрочных выборов на Украине всех сбивает с толку». За всех не скажем, попробуем разобраться, что к чему.
2. Многие комментаторы начинают анализ возможных электоральных перспектив и возвращения внутренней политики на Украину с формально-юридических сюжетов. Но правовых аргументов здесь явно недостаточно. Один из лучших российских экспертов по выборам Борис Макаренко справедливо писал, что избирательные кампании не сводимы к периодическим голосованиям, определяющим расклад сил во властных институтах». Следовательно, они больше, чем просто борьба за власть. Хотя и борьбу за место под солнцем никто не отменял!
3. Значение выборов на Украине, если таковые состоятся, это- легитимация фактически нового государства. Постсоветская Украина существует, начиная с декабря 1991 года. И хотя с формальной точки зрения эта страна при двух Леонидах (Кравчуке и Кучме) и Владимире Зеленском- это одно и то же государственное образование, в действительности ситуация намного сложнее. Украина на старте (следуя определению Роджерса Брубейкера) была классическим «национализирующимся государством». Оно имело развилки между многосоставностью и гомогенностью, Элиты этой страны выбрали второй путь, заплатив за реализацию данной цели территориями, а самое главное, жизнями тысяч и миллионов людей. Кто погиб, а кто отравился в изгнание. Немалая, если не бОльшая часть в «небратскую Россию».
Впрочем, сейчас не об этом. Когда-то на заре «новой Украины» Омельян Прицак (1919-2006), отец-основатель Ukrainian Studies в Гарварде сетовал на то, что украинское государство не пережило в 1990-х свою собственную «war for independence». Что ж, потаенные желания иногда сбываются. Правда не в том виде, который иным «гениям» грезился изначально.
4. Украинские выборы в 2025 или в 2026 году станут легитимацией этой самой поствоенной Украины, реализовавшей идею «бегства от России». И пережившей на протяжении последних трех десятков лет несколько масштабных политических санаций (в мягкой форме в 1990-х и в 2004-2005, в жесткой - в 2014 и в 2022 гг.) Про цену вопроса пока никто говорить не будет. Просто некому. Одних уж нет, а те далече. Ряд партий и блоков просто запрещены, часть политспектра выдавлена в эмиграцию, сомневающиеся (вроде Юрия Бойко, лишенного звезды героя Украины) стигматизированы, некоторые (такие, как некогда могущественный «делатель королей» олигарх Игорь Коломойский) пребывают в узилище, а другие (Сергей Левочкин) конвертировали свой нонконформизм в лояльность.
5. Андрей Баумейстер, видный украинский философ и политический теоретик, конечно, не большой друг России. Но его разумные и рациональные выводы о торжестве «милитарной политики» и опасности таковой для перспектив Украины заслуживают внимания, как минимум. Предполагаемыми «героями» будущей кампании уже видятся экс-главком ВСУ (ныне дипломат) генерал Валерий Залужный и, возможно, шеф ГУР Кирилл Буданов.
6. Власти соседней страны могут потерять еще не один и не два (или даже две сотни) городов и поселков. Но выборы будут подаваться украинскими элитами, как «выборы победителей». Никакого намека на братство с Россией там не будет даже в намеках. УССР будет окончательно похоронена под одобрительные свисты и аплодисменты. Почему? Тема отдельной монографии, явно не комментария в ТГ.