Куда идут армяно-российские отношения, особенно на фоне принятия властями Армении законопроекта «О начале процесса вступления Армении в Евросоюз»? Настолько обоснованы предположения, что для России Южный Кавказ не так и важен в нынешних реалиях? Чем обусловлен нынешний кризис в российско-азербайджанских отношениях?
На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ в кулуарах презентации Рейтинга дружественности коммуникационных режимов постсоветских стран, подготовленного Национальным исследовательским институтом развития коммуникаций (НИИРК), ответил президент Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко.
Мы видим глубокий кризис и в армяно-российских отношениях, и в отношениях Москвы и Баку. На Ваш взгляд, куда идут армяно-российские отношения, особенно на фоне принятия властями Армении законопроекта «О начале процесса вступления Армении в Евросоюз»?
Я думаю, что во многом этот тренд Армении будет зависеть от того, как Никол Пашинян попытается выстроить отношения между “мамой” и “папой” в условиях их наметившегося развода. Я имею в виду Соединенные Штаты и Евросоюз. Если до недавнего времени у США и Евросоюза на постсоветском пространстве была консолидированная позиция, то сейчас после заявлений Трампа, Джей Ди Вэнса, и ответных фрондерских заявлений стран Евросоюза, в том числе руководителя Франции Макрона, который пытается выступать в роли опекуна Армении, то понятно, что вдруг неожиданно у армянских властей ноги разъезжаются на шпагат. И вопрос “А кого ты больше любишь?” для Пашиняна и его команды становится актуальным. Может возникнуть определенный сбой.
Тем более Армения так долго может вступать в Евросоюз, что к моменту, когда они будут совсем готовы, Евросоюз уже совсем развалится. Кризис там достаточно серьёзный.
Но в целом у меня такое впечатление, что Пашинян опираясь на мнение части общества пошёл по пути под названием “Маленькая страна”. “Карабах - не надо!”, “Хотите Сюникских коридор - забирайте, только не бейте!”. Только вопрос: каковы размеры этой “маленькой страны”? И не является ли утопичной идея, что вот “мы станем достаточно маленькими для того, чтобы мы были никому нужны и нас бы оставили в покое?”. Мне кажется, вот эта проблема существует.
Но и важный момент, отсутствуют альтернативные политические элиты. Да, у Пашиняна невысокий рейтинг, да, высокий антирейтинг, но, а кто альтернатива? Бывшие президенты не взлетают, антирейтинг тоже высокий. Новые политические проекты? Я думаю, что какие-то, наверное, перспективы имел бы проект Рубена Варданяна, но он очень удачно попал в руки азербайджанских военных. Я не исключаю, что не без помощи из Армении. И проблема в чем? Что есть очень мощный вакуум, с одной стороны, есть недовольство деятельностью команды Пашиняна, а с другой стороны, нет фигур, которые это недовольство могли бы канализировать.
Многие в Армении считают, что под лозунгом «идем на Запад» в реальности Армения идет к Турции. Что армянским властям не хочется прямо об этом говорить, учитывая историю армяно-турецких отношений, но в реальности усиливается именно турецкое влияние в Армении. И вот на этом фоне, особенно когда мы смотрим на кризис в российско-азербайджанских отношениях, иногда складывается впечатление, что Россия как бы сама не против уступить регион Турции и уйти из региона. Настолько обоснованы эти предположения, что для России Южный Кавказ не так и важен в нынешних реалиях?
Я думаю, что если бы России не был нужен Южный Кавказ, то она бы не вела на нем достаточно активную политику. Понятно, что сейчас в условиях СВО ресурсы объективно ограничены для того, чтобы заниматься этим регионом тоже, но я думаю, что нелогично говорить о том, что ладно, отдадимся Турции.
Тем более, что у Турции огромное количество внутренних проблем, и давайте еще подождем и посмотрим, что там будет на следующих президентских выборах. Потому что в прошлый раз, понятно, была провальная кандидатура у оппозиции. Сейчас все может измениться, тем более, что есть проблемы с инфляцией, есть проблема с тем, что в геополитическом казино Эрдоган делает все новые и новые ставки, там и на «красное», и на «черное», и на «зеро», и на 52, и на 38. В общем, тут вопрос: не получится ли в какой-то степени, что этих ставок станет слишком много?
Чем обусловлен нынешний кризис в российско-азербайджанских отношениях? Кстати, в Армении многие эксперты объясняют нынешнюю риторику Ильхама Алиева его уверенностью, что кризис в армяно-российских отношениях, захват Карабаха не позволят России использовать этот политический рычаг давления на Баку. Тем более, что экономическая зависимость Азербайджана от России не такая большая, в отличие, например, Армении.
Я думаю, что азербайджанские власти идут сейчас ва-банк. Но вопрос насколько это ограничится риторикой и ограничениями в коммуникационной сфере. Есть экономические отношения, есть очень влиятельная и финансово обеспеченная азербайджанская диаспора в России, есть большое количество граждан Азербайджана, которые имеют двойное гражданство, есть этнические азербайджанцы, которые имеют только российское гражданство. Там статистика неочевидна по весу этнических армян и азербайджанцев в России, и по влиянию их элит.
Но ключевое отличие, что позволяет Алиеву несколько более активно взаимодействовать в том, что армянская диаспора дистанцирована от армянских властей, а азербайджанская диаспора очень плотно интегрирована в команду Алиева»,- заявил Минченко.
Айк Халатян