Чем обусловлен нынешний кризис в отношениях России и Азербайджана и как далеко он может зайти?
На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответила эксперт-международник Кристина Ермак.
Чем обусловлен нынешний кризис в отношениях России и Азербайджана и как далеко вообще этот кризис может зайти?
Самым резонансным событием за последнее время стало закрытие «Русского дома» в Азербайджане. Но это событие происходило параллельно с закрытием USAID. Этот факт в Азербайджане обрисовывается как два параллельных действия, которые связаны чисто с юридическими формальностями. Но на самом деле кризис в отношениях с Россией принял новую фазу после расследования трагедии с крушением самолета. В Азербайджане подтверждают, что невзирая на юридические моменты, и действительно «Русский дом» существовал без определенной юридической регистрации, эта ситуация с самолетом влияет на общий контекст отношений.
Что касается расследования трагедии, то это дело профильных ведомств. И, на мой взгляд, разрешение этой ситуации внесет вклад в нормализацию отношений. Но и в Москве, и в Баку понимают, что союзнический характер взаимодействия — это не просто декларация о намерениях. Это конкретные шаги, которые выстраивают две страны. Есть экономические проекты, есть строительство МТК Север-Юг и ветка Решт-Астара, и никто от этих обязательств отказываться не собирается. То есть и в Москве, и в Баку понимают значимость всего спектра взаимодействия.
Однако для Москвы закрытие «Русского дома» в Баку тоже стало звоночком, потому что в Азербайджане мнение о собственной позиции, о собственной роли в регионе и в мире, оно становится все более осязаемым, так сказать. То есть позиционирование себя не только в двухсторонних отношениях с Россией, но и в регионе, и в мире, оно становится более явным и более нацеленным на закрепление своей роли как ведущей страны, как страны суверенной, страны, чей голос важен и с чьей позицией нужно считаться абсолютно во всех вопросах. И когда речь идет о союзническом взаимодействии, существуют красные линии, и пресечение этих красных линий ведет к охлаждению отношений.
Учитывая важность экономических интересов, общий экономический интерес и все остальное, тогда почему Баку так эскалирует эту тему? Это связано с трагедией, произошедшей с самолетом?
Во-первых, это привлекает внимание. В медийном сообществе в целом вся тема с закрытием «Русского дома» и после, кстати, с объявлением отдельных персон, например, депутата Госдумы Николая Валуева объявили вчера персоной нон грата в Азербайджане за критику закрытия «Русского дома». Мне кажется, что раскручивание этой темы связано опять-таки с имиджевым вопросом. То есть чем шире будет контекст, чем шире он будет очерчен в СМИ, тем серьезнее будет восприниматься имидж Азербайджана. Чтобы избежать имиджевых потерь, чтобы еще раз заявить о себе как о важной стране, и чтобы еще раз напомнить о том, что есть красные линии и есть мнение, с которым стоит считаться.
Насколько далеко может зайти этот кризис в отношениях Москвы и Баку?
За этим нужно наблюдать. Однозначных выводов сейчас сделать на этот счет нельзя, потому что по заявлениям официальных лиц идет согласование позиций между Москвой и Баку. То есть действия по разрешению существующих недопониманий, они есть. И на мой взгляд, когда это будет разрешено, отношения вернутся в ту плоскость, которая была до этого кризиса.
Айк Халатян