Накануне в Москве, после продолжительного перерыва, прошла встреча министров иностранных дела Армении и России. Арарат Мирзоян сам признал, что в последний раз встреча такого формата состоялась аж в июле 2023 года, и этот факт еще раз подтвердил, что последние полтора года для армяно-российских отношений были не самыми лучшими. Но накануне министры подчеркнули – страны нацелены на укрепление двусторонних отношений и углубление союзничества.
Об итогах переговоров Мирзояна и Лаврова, о нынешнем состоянии армяно-российских отношений, о проблемах и перспективах VERELQ побеседовал с председателем ОО «Интеграция и развитие», координатором Евразийского экспертного клуба Арамом Сафаряном.
- Арам Виленович, как Вы оцениваете московские переговоры, можно ли считать, что после столь значительного перерыва для отношений, которые носят союзнический характер, лед тронулся и страны опять возобновят прежний диалог?
- Я оцениваю московскую встречу глав МИД как очень важное событие как для внешнеполитической жизни Армении, так и России. После 3 месяцев подготовительных работ эта встреча все-таки состоялась, что подтверждает достаточно высокий уровень двусторонних отношений. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, оценивая эти отношения, в частности, заявил, что они традиционно носят характер стратегически-партнерских и союзнических. Арарат Мирзоян, в свою очередь, также сказал, что отношения Армении и России носят характер тесного сотрудничества, партнерства и союзничества.
- Однако это не отменяет того, что у союзников есть вопросы друг к другу и проблемы.
- Радует, что армяно-российские политические связи находятся на стадии подъема после того, как в 2023-м и в первой половине 2024 годов они были на возможно низком уровне или практически были сведены к нулю. В последние месяцы наметился новый виток диалога и сотрудничества, что дает право заявить, что эти отношения находятся на стадии динамичного развития. Это касается и военного, военно-политического, военно-технического сотрудничества, и экономического сотрудничества в рамках двустороннего формата и ЕАЭС, и культурно-гуманитарного сотрудничества, где наметились новые, взаимовыгодные перспективы, о которых я скажу чуть позже.
- С чем связано такое изменение и, будем надеяться, возвращение к прежнему уровню отношений?
- Я думаю, что новый виток развития армяно-российского диалога и сотрудничества связан с пониманием важности этих отношений в региональных и международных процессах. Россия хочет сохранить свое присутствие на Южном Кавказе и в регионе Большого Ближнего Востока, и это не может не радовать и обнадеживать армянскую сторону. Не зря министр иностранных дел Мирзоян попросил российского коллегу по возможности поддержать Армению и представлять ее интересы на международных различных площадках.
Что касается конкретных итогов московской встречи, следует выделить несколько аспектов. Первое, это взаимовыгодное и конструктивное участие в евразийской экономической интеграции. Здесь выгоды Армении от данного процесса очевидны и безальтернативны...
- Об этом вчера говорил и спикер армянского парламента Ален Симонян, отметив, что Армения не хочет покидать ЕАЭС из-за выгод.
- Да, и эти выгоды совершенно очевидны. Важно, что достигнуто соглашение о создании русской школы при посольстве РФ в Ереване, которой очень ждут не только дети российских дипломатов, но и огромное число российских релокантов, проживающих в Ереване и особенно наших соотечественников-граждан РФ, которые из-за известных причин решили обосноваться в Армении. Стоит упомянуть также предложение о восстановлении традиции проведения Дней культуры Армении в России. Понятно, что это мощный импульс для развития и пропаганды армянской культуры в Москве и других культурных центрах огромной России. Достигнута договоренность о совмещении визита председателя Совета Федерации ФС РФ Валентины Матвиенко в Ереван с проведением долгожданного X-го межрегионального российско-армянского форума. Важно понимать, что из-за вышеназванных причин этот форум не прошел в Ереване в 2023-м и в 2024 году. Между тем, это уникальная площадка сотрудничества и взаимодействия субъектов России и марзов Армении.
Хочется также отметить, что насущно необходимо развитие сотрудничества двух стран в сфере изучения русского языка. В Армении в последние два года наблюдается большой интерес со стороны российских граждан, обосновавшихся у нас, к русским школам, культурным центрам и центрам русского языка. Было бы очень хорошо, если бы началось новое сотрудничество по реализации этой понятной потребности.
- Тем не менее, между нашими странами есть ряд нерешенных вопросов, например, заморозка участия Армении в ОДКБ, что безусловно сказывается на диалоге Еревана и Москвы.
- Теперь о проблемах. Мы, сторонники укрепления и углубления армяно-российских союзнических, партнерских отношений, считаем, что должна существовать такая доверительная атмосфера, где можно было бы на регулярной основе, в обстановке взаимопонимания и взаимного уважения поднимать самые насущные, порой острые вопросы армяно-российского сотрудничества. Мы должны понимать, что процессы, протекающие на Южном Кавказе, диктуют приумножить усилия по нахождению взаимоприемлемых, устраивающих всех форматов сотрудничества, которые могут укрепить нашу безопасность, развивать наш суверенитет и повысить уровень субъектности Армении в региональных и международных делах. Многие армянские эксперты считают, что стоит подумать о подготовке к подписанию нового договора между двумя странами, в котором были бы сформулированы современные вызовы и угрозы и новое видение их преодоления путем сотрудничества и взаимодействия. С этой точки зрения очень важно, чтобы министры иностранных дел двух стран, министры обороны, руководители других министерств и ведомств Армении и России, задействованных в сфере сотрудничества встречались между собой, что открыло бы путь к сотрудничеству общественно политических деятелей и экспертов двух стран.
Подъем, о котором говорили Мирзоян и Лавров, относительно уровня политического сотрудничества, не должен останавливаться на этом уровне, должен быть продолжен и это потребует от политического руководства Армении находить новые ресурсы и возможности для совмещения векоторов внешней политики, выработки сбалансированных, уравновешенных и умных подходов к быстро меняющейся международной повестке.
Лия Ходжоян