Президент Азербайджана Ильхам Алиев разразился очередными угрозами и обвинениями в адрес Армении и Нагорного Карабаха. Алиев, в частности, заявил, что «территориальная целостность» Азербайджана должна быть восстановлена, а армянские силы «должны покинуть оккупированные территории Азербайджана». Алиев при этом отметил, что Баку никогда не согласится на независимость Нагорного Карабаха.
Но куда больший интерес представляет продолжение: «Армяне разрушили наши исторические памятники, музеи, мечети, в том числе в Агдаме и Шуше. Эти акции направлены не только против исторического наследия Азербайджана, но и одновременно против исламских ценностей. Вследствие чего вызывают недоумение попытки Армении нормализовать или укреплять отношения с некоторыми мусульманскими странами», — сказал
Ильхам Алиев.
Забегая вперед, заметим, что заявления азербайджанского президента по части разрушения азербайджанских памятников – откровенная дезинформация. Хотя бы по той простой причине, что памятников азербайджанских в Карабахе не было и в помине. Если же Алиев под словом «памятник» имеет в виду надгробные камни на бывших азербайджанских кладбищах, то камни эти стоят в целости и сохранности. Это могут засвидетельствовать люди, побывавшие в Карабахе. К слову, сохранилась в Карабахе и мечеть.
К сожалению, то же самое нельзя сказать о государстве, возглавляемом Алиевым, по приказу которого в 2004-2005 гг. были полностью разрушены армянские хачкары в Нахичевани. Несмотря на видеоснимки, сделанные с иранской стороны, власти Азербайджана опровергли факт вандализма, утверждая, что древнего армянского города Джуги не было вообще.
Подобная беспардонная ложь азербайджанского лидера, разумеется, имеет своего адресата. Учитывая, что обвинения в адрес Армении звучат в интервью катарскому телеканалу «Аль Джазира», нетрудно догадаться о попытках Алиева в очередной раз разыграть исламскую карту в карабахском конфликте. Глава Азербайджана указывает, что мусульманские страны, намеревающиеся развивать отношения с Ереваном, должны учитывать резолюции Организации исламского сотрудничества, «признающие Армению как страну-агрессора».
В последние годы Баку, действительно, прилагает активные усилия по «исламизации» карабахского конфликта. Основной площадкой при этом, как упоминалось выше, служит Организация исламского сотрудничества (ОИС). Структура объединяет 57 стран с населением около 1,5 млрд человек. К чести Алиева нужно отметить, что ни одного заседания организации не проходит без упоминания Азербайджаном вопроса Карабаха. Структура приняла несколько резолюций в поддержку азербайджанской позиции, осуждая "агрессию Армении против Азербайджана" и требуя "освободить оккупированные азербайджанские территории". В 2012 году Парламентская ассамблея организации признала события в Ходжалы в качестве "геноцида".
Эффективность принимаемых резолюций, степень их влияния на процесс переговоров вокруг Карабаха, однако, весьма низки. Практика показывает, что за исключением Турции, страны ОИС в действительности крайне безразличны к судьбе братского Азербайджана, «томящегося в тисках армянской оккупации». И дальше декларативных документов «консолидация вокруг общих ценностей» не заходит.
Эти безуспешные усилия во многом вызваны и тем обстоятельством, что Армения развивает весьма неплохие отношения с рядом ведущих стран исламского мира – отдельными монархиями Персидского залива, Египтом, Сирией, Ираком, Ираном, наконец. Разумеется, есть среди исламских стран и ярые сторонники Баку, тот же Пакистан например, который к тому же официально не признал Армению. Однако, как представляется, тесные экономические отношения и политический диалог Еревана с вышеупомянутыми арабскими государствами в значительно мере нивелируют антиармянские потуги Баку на исламских международных площадках.
Помимо Турции, наиболее влиятельной мусульманской страной, непосредственно граничащей с зоной карабахского конфликта, является Иран. Исламская республика – южный сосед и стратегический партнер Армении. С Азербайджаном же у Тегерана не все гладко, как кажется на первый взгляд. Перманентные преследования шиитских лидеров в Азербайджане со стороны властей, противоречия по Каспию, экономическое и военно-техническое сотрудничество Баку с Израилем – все эти факторы всерьез усложняют отношения двух государств.
Как бы ни пытались в Азербайджане сформировать некий исламский фронт против Армении и Нагорного Карабаха, этот фронт всегда будет иметь бреши, причем во многих местах. Заполнять эти бреши Баку явно не в состоянии в силу многих политических и идеологических причин.
Исламские «мотивы» в заявлениях Алиева преследуют еще одну, сугубо внутриполитическую цель. Азербайджанский президент пытается привлечь на свою сторону наиболее радикальные слои азербайджанского общества. Исламский радикализм в Азербайджане , по сути – мина замедленного действия. И бакинский режим стремится любым способом обезвредить эту мину. Пока это Алиеву не удается. Иначе многочисленные выходцы из Азербайджана сейчас орудовали бы не где-нибудь в Сирии и Ираке, в рядках «Исламского государства», а в зоне карабахского конфликта. Судя по всему, радикализм в Азербайджане зиждется не на антиармянском факторе, а на исламском фундаментализме.
Ашот Сафарян, политический обозреватель ИАЦ VERELQ