4.12.2024
У армянской энергетической политики нет доктринальных основ – Ваге Давтян (интервью)
prev Предыдущие новости

Эксперт: Баку не хочет брать на себя обязательства и хочет получить от Армении максимум

Почему Азербайджан не идет на подписание мирного договора? США и ЕС не хотят или не могут надавить на Баку для подписания мирного договора? Ереван решил пойти на уступки Анкаре и Баку в вопросе т.н. «Зангезурского коридора»? Как на это будут реагировать Москва и Тегеран?


На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил политолог Бениамин Матевосян.


Почему Азербайджан не идет на подписание мирного договора?


Азербайджан не воспринимает мирный договор с Арменией как имеющий для себя стратегически важное значение документ, вокруг которого может быть выстроена система безопасности Азербайджана. Они не видят, что у Армении есть ресурс пересмотреть несправедливые итоги 44-дневной войны. Плюс к этому они видят, что Армения сама больше, чем они, заинтересована в подписании мирного договора, и поэтому пытаются максимально затянуть этот процесс, чтобы, не беря на себя никаких юридических и иных обязательств, получить от Армении максимально возможное. Не случайно, что совсем недавно на уровне официальных лиц Азербайджана уже зафиксировано требование, касающееся того, чтобы азербайджанские так называемые "экологи" получили бы возможность мониторинга на различных армянских предприятиях, занимающихся добычей полезных ископаемых.


То есть мы видим, что Азербайджан постепенно повышает планку своих запросов, планку своих ожиданий, параллельно понижая планку статуса государственности Республики Армения. Для чего в таких условиях идти на подписание мирного договора, если и без этой бумаги Азербайджан решает поставленные перед собой стратегические вопросы по расформированию армянской государственности?


США и ЕС не хотят или не могут надавить на Баку для подписания мирного договора?


Здесь вопрос нужно поставить несколько иначе — а следует ли Соединённым Штатам Америки и Европейскому Союзу брать на себя какие-то дополнительные обязательства? Им и без Армении и Азербайджана хватает своих проблем. Только Украина и Ближний Восток чего стоят. Они, конечно же, хотели бы получить в Армении то, что они получили в Карабахе: вывод российского военного контингента, какой бы ценой это ни было реализовано, в том числе и ценой расформирования армянской государственности. Но если есть возможность, не беря на себя дополнительные обязательства, достичь этой цели, для чего обременять себя, вновь скажу, какими-то обязательствами? Ведь то, что мы с вами обсудили касательно Азербайджана, понимают и в Европейском Союзе. Теми темпами, какими идёт этот процесс, они рано или поздно смогут достичь того, чего хотят. Достичь они хотят следующего — стратегического поражения России и в Закавказье. Стратегическое поражение, которое должно быть проявлено в том, чтобы российские войска окончательно покинули территорию исторического проживания армян. Давайте так это назовем.


А вы представьте, если параллельно этому американцы с европейцами смогут повторить в поствыборной Грузии в самое ближайшее время то, что они сделали в 2014 году на Украине. И вот вам полная картина того, что они хотят и что они могут, что они стремятся сделать. В этом контексте какой смысл брать на себя дополнительные обязательства в отношении, будь то Азербайджана, будь то Армении?


Турецкие официальные лица заявляют о прогрессе в вопросе т.н. «Зангезурского коридора». О чем это свидетельствует? Ереван решил пойти на уступки Анкаре и Баку в этом вопросе?


Безусловно, это свидетельствует о том, что Ереван решил пойти на уступки Анкаре и Баку. Во всех вопросах, касающихся не только «Зангезурского коридора», вся хронология переговоров, все результаты переговоров, которые мы имели, начиная с 2018 года, как минимум, свидетельствуют о том, что Азербайджан и Турция планомерно достигают поставленных перед собой целей.


Как на это будут реагировать Москва и Тегеран?


Вопрос действительно интересный, и на самом деле я бы в действительности разделил бы и степень угрозы, которая есть для Российской Федерации и для Ирана, ну и плюс возможные варианты реакций на потенциальное пробитие так называемого «Зангезурского коридора». Или, если будем откровенны, сдачу «Зангезурского коридора» под контроль Турции, под контроль страны-члена НАТО, со стороны Российской Федерации и Ирана.


Я думаю, более субстантивно, если можно так сказать, мы поймем позицию двух этих государств после встречи министров иностранных дел государств формата «3+3», который пройдет 18 октября в Стамбуле. Из официальных заявлений, из последующих комментариев экспертов, из публикаций в СМИ мы сможем четко себе представить, какова реакция Тегерана и Москвы на очевидные буквально стремления Никола Пашиняна отдать «Зангезурский коридор» под североатлантическое-турецкое управление.


Айк Халатян