Готов ли Азербайджан подписать мирный договор с Арменией? Что даст Армении мирный договор без решения вопроса разблокировки коммуникаций? С чем связана регулярная дезинформация со стороны Баку о якобы нарушениях режима прекращения огня Арменией и может ли это свидетельствовать о подготовке Азербайджаном новой крупной эскалации?
На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил эксперт Фонда стратегической культуры, российский политолог Андрей Арешев.
Ереван и Баку договорились отложить решение вопроса транспортных коммуникаций в регионе, в частности обеспечение связи Азербайджана с Нахичеванью, и не увязывать его с подписанием мирного договора. О чем это говорит? Готовности Баку подписать мирный договор? И что вообще даст Армении мирный договор без решения вопроса разблокировки коммуникаций?
Я не думаю, что в Азербайджане готовы подписать мирный договор. Точнее они готовы это сделать, но на своих условиях. И они не снимают с повестки дня вопрос об изменениях в армянской конституции, что действующие армянские власти по умолчанию быстро сделать не в состоянии. Возможно, снимаются с повестки дня некоторые другие вопросы, которые закулисно рассматриваются и обсуждаются, и выдвигаются. Мы же не знаем всего того комплекса вопросов, которые находятся на переговорном столе.
Баку делает ставку на двусторонние контакты, на двусторонние переговоры, где он имеет больше возможностей действовать с позиции силы. Это совершенно очевидно. Исключение из повестки дня вопроса о разблокировании транспортных коммуникаций, на мой взгляд, свидетельствует о том, что процесс зашел в определенный тупик. И мне бы очень хотелось, чтобы имеющиеся противоречия разрешались бы путем каких угодно длительных переговоров, но не путем очередной военной эскалации, различного рода провокаций, вероятность которых, к сожалению, не нулевая.
Означает ли это то, что хотя бы временно Баку отказался от т.н. «Зангезурского коридора»? Или учитывая, что они продолжают продвигать тему «Западного Азербайджана» Баку решил не ограничиться минимумом, а сразу взять максимум?
Да, я думаю, что так или иначе этот вопрос остается в повестке дня. Кроме того, как мы знаем, президент Турции неоднократно в своих выступлениях упоминал о так называемом «Зангезурском коридоре» и необходимости его открытия или какой-либо институциализации. Поэтому нет, мне кажется, что речь идет о политико-дипломатическом ходе, может быть, направленном на реализацию каких-то тактических целей, но не об отказе от стратегических, долгосрочных требований Азербайджана по отношению к Республике Армения.
С одной стороны говорится о прогрессе в переговорах, с другой стороны мы видим, что в последние дни минобороны Азербайджана вновь активно распространяет дезинформацию о якобы обстрелах с армянской стороны. С чем это связано и может ли это свидетельствовать о подготовке Баку силового давления на Армении, возможности новой крупной эскалации?
Кстати, интересно, реагируют ли как-то на эту информацию европейские наблюдатели, которые размещены в Армении, в частности на восточной границе? По-моему, особых заявлений на этот счет не было.
Что касается постоянных сообщений о якобы предпринимаемых армянской стороной обстрелах, то я думаю, что это форма информационного давления и скажем так, возможно, апелляция к каким-то внешним игрокам с целью снизить то давление, которое возможно оказывается на Азербайджан. Потому что там пытаются таким образом представить Армению инициатором очередных вооруженных инцидентов. В целом, как мне кажется, здесь имеет место такая игра на нервах, прозванная решить некие тактические цели. К сожалению, подобного рода инциденты неоднократно были и в прошлом, в период перед или сразу после каких либо переговоров, посвященных ситуации на Южном Кавказе с участием Армении и Азербайджана. Когда еще Минская группа (ОБСЕ) была, подобные инциденты случались и звучали обвинения, и, соответственно, делалось все для того, чтобы выставить противоположную сторону недоговороспособной. Очень жаль, что подобного рода практика применяется и сейчас, когда ситуация в регионе кардинально изменилась.
А может ли это означать, что Азербайджан готовится к новой крупной эскалации?
Я думаю, что для этого должны быть объективные данные. Получить их в современных условиях, мне кажется не составляет особого труда. Мне сложно сказать, скапливаются ли сейчас войска на границе с азербайджанской стороны, формируются ли какие-то ударные группы. Это вопрос к армейской разведке, к военной разведке. Если доказательства подобного рода намерений есть, то я надеюсь, что они могут быть немедленно представлены для того, чтобы привлечь к этому внимание заинтересованной международной общественности.
Айк Халатян