Как можно оценить интервью замглавы МИД России Михаила Галузина и прозвучавшие в нем месседжи властям Армении? Означает ли это изменение позиции Москвы по отношению к политике властей Армении?
На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил доцент Департамента международного и публичного права Финансового университета при правительстве РФ Игорь Семеновский.
Как можно оценить интервью Михаила Галузина и прозвучавшие в нем месседжи властям Армении?
Заявления замглавы МИД России – это просто констатация фактов и инерционная оценка происходящих событий. Переход Армении на евроатлантические рельсы был предопределен еще после революции 2018 г. и вошел в свою резкую фазу после фактической легитимизации мандата Никола Пашиняна в 2021 г. по итогам прошедших в Армении парламентских выборов.
Подобные заявления были неактуальны уже тогда. Что сегодня России с того, что на бумаге «Армения остается членом ОДКБ, выступает участником многочисленных двусторонних договоренностей в военной и военно-технической областях»? Ведь на деле представители Еревана ездят в украинскую Бучу, тепло общаются с Владимиром Зеленским, руководство страны участвует в мероприятиях НАТО, и игнорирует мероприятия ОДКБ, они принимают на своей территории миссию ЕС, но снижают свое участие в СНГ, критикуя партнеров по ЕАЭС и при этом внедряя в свои силовые структуры американских советников?
За пространными месседжами о сожалениях российской стороны по поводу выбранного армянской стороной евроатлантического пути явно теряется скромный посыл о том, что невозможно будет усидеть на «двух стульях» (первый – НАТО-ЕС, второй – ЕАЭС). Без конкретных и предельно доходчивых действий с российской стороны этот посыл так и останется висеть в воздухе.
Означает ли это изменение позиции Москвы по отношению к политике властей Армении?
Прозвучавшие из уст Михаила Галузина тезисы в адрес армянского руководства не являются никаким побуждением к действию и уже традиционно за последние годы никаким образом не повлияют на смену курса действующей армянской власти. Наоборот, при своем пребывании у руля страны она приложит максимально возможные усилия по расстраиванию российско-армянских отношений, особенно в оборонной сфере, области военно-технического сотрудничества и сфере безопасности. Также пострадают культурно-гуманитарная, социальная и информационная сферы. В наименьшей степени это пока что коснется того, за счет чего данная власть все еще остается на плаву – экономики.
Весьма наивно звучат комментарии МИДа России о том, что «Ереван своими руками рискует серьезно дестабилизировать обстановку на Южном Кавказе в ущерб, в том числе, собственной безопасности», т.к. у кураторов и непосредственных исполнителей подобных политических режимов эти обстоятельства являются не ограничителями, а непосредственной целью.
Позиция Москвы по отношению к политике ереванских властей по-прежнему остается инертной, хотя определенный переход вследствие накопленного негативного эффекта будет. Вероятнее всего, это проявится в мерах торгово-экономического сотрудничества, однако на курс Армении это не повлияет.
Айк Халатян