Результаты выборов в Европарламент как-то повлияют на политику ЕС в отношении Южного Кавказа и Армении в частности? Запад сможет заменить Армении Россию в сфере безопасности и экономики?
На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил научный руководитель Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов.
Результаты выборов в Европарламент как-то повлияют на политику ЕС в отношении Южного Кавказа и Армении, в частности? Стоит ли ждать каких-то изменений европейской политики?
Я думаю, что более существенно будет назначение еврокомиссаров, поскольку у тех или иных политических фигур могут быть различные приоритеты, в частности, кто будет контролировать внешнюю политику Евросовета. Если, скажем, будет представитель Франции, ну понятно, что тогда интерес очевиден. Если это будут какие-то другие люди, интерес будет менее артикулирован. Но, в принципе, я предполагаю, что будет сохранение нынешнего курса.
В Армении многие считают, что Запад, в частности, Европейский Союз, могут заменить Россию как в сфере безопасности, так и экономически. Насколько это реально?
Ну, в сфере безопасности, я думаю, это мало реально. Просто в силу того, что Европейский Союз не является военной великой державой, можно говорить о НАТО. Но НАТО, насколько я понимаю, будет вести себя достаточно осторожно, поскольку Южный Кавказ все-таки при всей важности не является таким жизненным приоритетом для НАТО. И поэтому ожидать, что НАТО даст какие-то гарантии безопасности какому-то южнокавказскому государству, мне кажется, это не очень реально.
Если говорить об экономике, то здесь у Евросоюза, конечно, больше возможностей, и в чем-то Евросоюз может заместить Россию. Но это тоже будет длительным и сложным процессом, поскольку исторически, традиционно, значительная часть экономики Армении была ориентирована на север, то есть на Россию и на другие государства Южного Кавказа. Поэтому, если этот процесс пойдет, то в любом случае он займет какое-то время.
Но Грузия показала, что даже для нее Европейский Союз не смог стать главным торговым партнером. И в вопросе энергоресурсов…
Ну, все-таки мы должны исходить из того, что все не сводится просто к противостоянию России и Запада. Есть и другие игроки. Это региональные игроки. Можно говорить об Иране, можно говорить о Турции. Это и глобальный Юг. Конечно, там и Китай, и Индия. У всех есть свой интерес. Поэтому, скорее всего, конфигурация, в том числе экономическая, будет более сложной. Она не будет означать замену России Европейским Союзом или (полное) возвращение России. Наверное, мы увидим ситуацию, при которой здесь будут работать самые разные силы с разными интересами.
Айк Халатян