От Ближнего Востока до Закавказья, от Средней Азии до другого берега океана и в любой точке мира у Ирана есть глобальные и долгосрочные планы по усилению своего влияния. И смерть президента Ирана Ибрахима Раиси и министра иностранных дел Хоссейна Амира Абдоллахиана не может подорвать внешнеполитические устремления и цели Тегерана, отмечает в беседе с VERELQ иранский политический аналитик, глава действующего в Армении "Центра развития стратегического сотрудничества Армения – Иран" Пуйя Хоссейни.
Г-н Хоссейни, какие возможные версии обсуждаются в Иране в связи с крушением вертолета президента Раиси?
Слишком рано говорить о причинах. Необходимо провести расследование, и в результате расследования станет ясно, в чем истинная причина этого трагического инцидента. И в мировой практике в подобных случаях требуется достаточно времени для изучения фактов расследования. В Иране на данный момент единственная версия, которая циркулирует - это технические причины или плохая погода и туман.
Какое влияние окажет смерть президента и министра иностранных дел на внутреннее положение страны, какие изменения произойдут во внутренней политике?
По большому счету, больших изменений во внутренней ситуации Ирана не ожидается. Конечно, влиятельные люди в Иране играют большую роль во внутренней и внешней политике Ирана, но структура политической и государственной системы Ирана такова, что в случае потери одного или нескольких человек государственная система не подвергается большому потрясению.
Когда состоятся новые президентские выборы, и кто является наиболее вероятным кандидатом на пост нового президента?
Согласно статье 131 Конституции Исламской Республики Иран, в случае смерти, отставки или болезни президента страны, которая длится более двух месяцев, после утверждения духовным лидером Ирана, полномочия и обязанности президента страны передаются первому вице-президенту. После этого создается совместный совет с участием председателя парламента Ирана, председателя судебной власти и первого вице-президента Ирана, которому поручено организовать выборы нового президента в стране максимум в течение пятидесяти дней.
Первый вице-президент Ирана г-н Мохаммад Мохбер в настоящее время взял на себя полномочия и обязанности президента Ирана до новых выборов. 28 июня 2024 года назначены президентские выборы в Иране, и эта дата была определена Советом стражей конституции Ирана. Велика вероятность, что в новой борьбе за пост президента Ирана примут участие председатель парламента Ирана Мохаммад Багер Галибаф, первый вице-президент Ирана Мохаммад Мохбер, бывший председатель парламента Ирана Али Лариджани, бывший министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф, генерал Корпуса Стражей Исламской революции Саид Мохаммад.
Какое влияние окажет смерть президента на внешнюю политику страны, например, в Закавказье? Иран продолжит отстаивать тезис или принцип предыдущего президента и его администрации о неприемлемости изменения границ в регионе?
В целом, политика, проводимая Ираном в регионе и в мире, в глобальном плане не обусловлена сменой руководящих лиц. В частности, внешняя политика, которая является стратегической для Ирана и напрямую зависит от безопасности Ирана. Регион Закавказья имеет геополитическое значение для Ирана. Нерушимость границ региона является красной линией для Ирана и останется таковой.
Этот факт также подчеркнул духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи. Это общая стратегия Исламской Республики Иран, которая напрямую связана с безопасностью и геополитической ролью Ирана.
От Ближнего Востока до Закавказья, от Средней Азии до другого берега океана и в любой точке мира у Ирана есть глобальные и долгосрочные планы по усилению своего влияния. Эти программы представляют собой политические, экономические, военные, оборонные, культурные и социальные программы, которые, в случае смены президентов и правительств, в значительной степени сохраняются. И правительства обязаны следовать стратегическому курсу государства, чтобы сохранить и расширить влияние Ирана в мире.