Насколько целесообразны закупки Арменией оружия в основном у Франции и Индии? Какие образцы современного российского вооружения могут быть интересны Армении? Сможет ли российский ВПК на фоне конфликта на Украине обеспечивать не только нужды российской армии, но и, например, Армении?
На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил директор Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслан Пухов.
Армения сейчас отдает предпочтение закупкам оружия у Франции и Индии. При этом в общественное мнение активно проталкивается идея, что российское оружие уступает западным образцам. Как Вы это прокомментируете?
Совершенно очевидно, что и у Франции, и у Индии есть хорошие системы вооружения. Однако они чрезвычайно дорогие, а индийские еще и не вполне проверены в бою. Поэтому лучшее решение, которое Армения может сейчас найти для себя в этих сложных условиях, это, во-первых, закупать системы двойного назначения. Дроны зачастую не являются продукцией военно-промышленных предприятий, а производятся обычными коммерческими предприятиями.
Еще один момент, это, безусловно, создание совместных предприятий с Россией. Если Россия нуждается в вооружении, Армения нуждается в вооружении, то можно оперативно проводить разработки и строительство каких-то систем на армянской территории. И это будет поступать и в армянские вооруженные силы, и в российские вооруженные силы. И даже может быть экспортировано на третий рынок. Например, те же системы залпового огня, боеприпасы в первую очередь, снаряды, которые так необходимы. А заплатить за это может российский бюджет, который сейчас щедрой рукой финансирует российские предприятия ВПК.
Какие образцы современного российского вооружения могут быть интересны Армении с учетом армянских реалий и возможностей?
Россия традиционно очень сильна в области систем противовоздушной обороны. Как мы видим, и вторая война в Карабахе, и нынешняя война на Украине показала, что идет колоссальный расход боеприпасов для сухопутных войск. Поэтому и Армения, и Россия могут начать производить какие-то боеприпасы, в которых они нуждаются. Начиная от выстрелов для РПГ, заканчивая снарядами для артиллерийских систем советского производства. Опять же, те проблемы, с которыми столкнулась Армения, в том числе и по вине России (задержка поставок Армении оплаченного российского оружия из-за СВО — прим. ред.) надо рассматривать не как повод для ухудшения отношений, а смотреть на вещи асимметрично, как можно найти решения. То есть надо обратиться, как мне кажется, к российским властям с предложением развернуть один, два, три, четыре предприятия на армянской территории. Тем более, что такой опыт у России есть. Начиная от создания аэрокосмического университета в Малайзии в 90-е годы, заканчивая совместным предприятием с Индией по производству ракет «Брамос». Кстати, если уж брать индийское, то надо брать индо-русское. И это будет тройной выигрыш — для Индии, для России и для Армении.
Как изменился российский ВПК во время СВО? Он в состоянии сейчас на фоне конфликта на Украине обеспечивать вооружением не только нужды российской армии, но и, например, заказы союзников России по ОДКБ, в частности Армении?
Российский ВПК сейчас переживает бум, потому что государство залило его деньгами. Причем та парадигма, которая существовала на протяжении многих лет, когда рабочие и инженеры работали за очень скромную зарплату, а топ-менеджеры и владельцы предприятий, если они частные, получали колоссальные деньги, изменилась, сейчас много денег получают рабочие и инженерно-технический состав. Поэтому они с энтузиазмом делают вооружение, много работают, получают за это адекватное вознаграждение. Поэтому этой возможностью, перефразируя российскую пословицу «не было бы счастья, да несчастье помогло», необходимо воспользоваться и армянской стороне. И крайне контрпродуктивно закатывать истерики своим партнерам, а необходимо вместе, навалившись, решать те проблемы, с которыми наши страны сталкиваются.
Айк Халатян