24.11.2024
Ответственность за прирученных: Париж помнит, Тегеран - предупреждает
prev Предыдущие новости

Эхо встречи в Мюнхене: не перезапуск, а вежливые разговоры ни о чём?

Премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев встретились в Мюнхене 17 февраля при посредничестве канцлера Германии Олафа Шольца. Факт проведения прямых переговоров между лидерами конфликтующих стран хотя и был воспринят как положительный сигнал в контексте мирного урегулирования, но эксперты пока не спешат давать однозначный прогноз, является ли это свидетельством перезапуска переговорного процесса на западных площадках, прерванного с июля прошлого года.


Переговоры между лидерами Армении и Азербайджана прошли в сложное для мирного процесса время. Хотя стороны заявляли о непосредственной близости к заключению мирного соглашения, однако параллельно стороны неоднократно колебались между дипломатией и военной конфронтацией. В течение 2023 года несмотря на то, что посредники стремились к всеобъемлющему мирному соглашению, этническая чистка в Нагорном Карабахе и последняя эскалация на передовой послужили напоминанием о том, насколько нестабильной остается ситуация.


Встреча Алиева, Пашиняна и Шольца состоялась через четыре дня после того, как Азербайджан убил четырех армянских солдат в рамках так называемой "операции возмездия" за ранение азербайджанского военнослужащего. И за день до этого, 16 февраля, Пашинян заявил, что "анализ его правительства" показал, что Азербайджан готовится к полномасштабной войне.


После встречи в Мюнхене Олаф Шольц заявил о достижении соглашения между сторонами по урегулированию разногласий "без насилия". Подробности соглашения не разглашаются, но по словам госсекретаря США Энтони Блинкена, он встречался с Алиевым и Пашиняном, поддерживая мирный процесс. 


Несмотря на заявления лидеров о согласии по основным принципам мирного договора, стороны выражают разногласия по многим аспектам, включая открытие транспортного сообщения и делимитацию границы.


Согласно обсужденным принципам, предусматривается признание территориальной целостности друг друга Арменией и Азербайджаном. Однако, существуют разногласия, особенно в отношении коридора через Армению, соединяющего материковый Азербайджан с Нахиджеваном. В то время как Баку настаивает на контроле этого коридора российскими пограничными войсками без армянской таможни или контроля, Армения не согласна с таким вариантом.


Тот факт, что мюнхенская встреча состоялась при участии и посредничестве Олафа Шольца, по мнению экспертов, еще не означает, что переговоры между Ереваном и Баку по мирному договору могут вернуться на западные платформы. «Эта встреча носила, скорее всего, ситуативный характер и была обусловлена лишь тем, что и Алиев, и Пашинян участвовали в Мюнхенской конференции по безопасности», - отмечает политолог Тигран Григорян, при этом добавив, что после этнической чистки в Арцахе Азербайджану удалось перевести переговорный процесс в двусторонний формат.


Основной целью мюнхенской встречи, как полагает Григорян, было внесение корректировок в перспективы переговоров в двустороннем формате. «В период до президентских выборов в Азербайджане, после ряда заявлений Ильхама Алиева, а также после недавней эскалации на армяно-азербайджанской границе, в Ереване возникли серьезные опасения, что Баку склонен пойти по пути эскалации ситуации. Эти опасения были также выражены публично на уровне премьер-министра. Однако на данном этапе, похоже, для Баку эскалация и ее угроза являются не целью, а важным инструментом, влияющим на содержание переговоров.


В этом смысле комментарии Баку и Еревана после мюнхенской встречи, подчеркивающие ее конструктивный характер, касаются прежде всего непрерывности переговорного процесса, а не его содержания», - считает Григорян.


Аналогичного мнения придерживается аналитик, почетный президент Ереванского пресс-клуба Борис Навасардян, который допускает приостановление бойкота Баку западных переговорных площадок, но не думает, что азербайджанские власти готовы к «субстантивным переговорам».


«Думаю в планы Азербайджана не входит дальнейшее обострение отношений с США и ЕС, но это не значит, что азербайджанские власти будут готовы к субстантивным переговорам на западных площадках. Сегодня сформирована новая повестка в связи с внутренними делами Армении (имеет ввиду процесс возможного изменения Конституции с тем, чтобы убрать из нее ссылку на Декларацию о независимости, в которой говорится об объединении Армении с Нагорным Карабахом – ред.). Азербайджан сейчас именно такого решения ждет от Армении, что легитимизировал премьер Пашинян своими заявлениями», - сказал Навасардян в беседе с VERELQ.


В этих условиях Борис Навасардян не видит пространства для многосторонних переговоров на западных площадках. «Такие встречи могут быть на западных площадках в будущем, но они, скорее всего, будут вежливыми разговорами», - сказал Навасардян.


Директор Института Кавказа Алексадр Искандарян не спешит называть встречу в Мюнхене перезапуском переговорного процесса на западных площадках. «Смена площадок – это стратегия, которую использует Азербайджан для пролонгации процесса. Была западная площадка, потом были требования российской площадки, потом говорили о переговорах в двустороннем формате, потом снова западная площадка. Это много раз может меняться. И целью этого не является какая-то резкая смена парадигмы», - сказал Искандарян в беседе с VERELQ.


На переговорный процесс, в частности на позицию Баку в нем, по словам эксперта, оказывают большое влияние и боевые действия на территории Украины, где российские войска в последнее время фиксируют успехи.


«Свою позицию в переговорах Баку выстраивает во многом согласовывая ее с Москвой. И поэтому позиции России на украинском фронте непосредственно влияют на ее возможности влиять на армяно-азербайджанскую повестку. В связи с этим, последние успехи российских войск на фронте предполагают большее внимание Азербайджана к тому, чтобы учитывать российский интерес в этом процессе», - пояснил Навасардян.


Глобальное влияние российского-украинского или российско-западного конфликта, по словам Искандаряна отражается на всем постсоветском пространстве, в том числе в армяно-азербайджанском переговорном процессе. «Но нельзя сказать, что после взятия какого-то населенного пункта на территории Украины будут меняться подходы в переговорах», - резюмировал Александр Искандарян.


 


 

Пашинян поручил максимально сузить кольцо вокруг президента Арцаха: Пресса
Следующая новость next

Регион

Все новости