28.09.2024
Авторские права предложения Пашиняна о взаимном контроле вооружений принадлежат Алиеву
prev Предыдущие новости

Отказ от Арцаха и не только: Пашинян подгибает Конституцию под мирное соглашение с Баку

Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил о необходимости принятия новой Конституции, что многие восприняли с тревогой. Они опасаются того, что власти будут стремиться изменить основные принципы, заложенные в преамбуле Декларации независимости Третьей Республики, запрещающие им предпринимать какие-либо действия, направленные на отрицание факта самоопределения Арцаха.


Армянские власти, кажется, приняли решение формально признать утрату Нагорного Карабаха. Это стало ясно, поскольку несмотря на захват Азербайджаном НКР и использование там силовых методов для этнической очистки, они не только выразили готовность к продолжению переговоров с Баку, но и согласны подписать мирное соглашение. Похоже, что армянский политический истеблишмент теперь решил адаптировать Конституцию к новой реальности, а не наоборот, что подразумевает признание геополитических изменений.


В пятницу 18 января в ходе обсуждения отчета о деятельности Минюста за 2023 год премьер-министр Армении Никол Пашинян впервые заявил, что Армении нужна новая Конституция, а не конституционные поправки, которые разрабатываются уже несколько лет. «У нас должна быть Конституция, которая сделает Республику Армения более конкурентоспособной и более жизнеспособной в новых геополитических и региональных условиях», - сказал он, при этом подчеркнув, что речь не идет об изменении модели управления.


Пашинян и раньше допускал изменение основы основ армянской республики, когда заявил о признании Ереваном территориальной целостности Азербайджана вместе с Нагорным Карабахом. На одной из своих пресс-конференций он не исключил возможность внесения поправок в Декларацию независимости, в преамбуле которой есть ссылка на совместное решение Верховных Советов Армянской ССР и Нагорного Карабаха от 1 декабря 1989 года "о воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха".


Преамбула Конституции Армении сохраняет свою первоначальную форму с момента ее принятия, не подвергаясь изменениям, и была принята благодаря обширному согласию между различными политическими силами.


Так Пашинян фактически отказался от конституционных обязательств Армении касательно Арцаха, после чего Азербайджан сначала заблокировал Лачинский коридор – единственную дорогу, соединявшую Арцах с Арменией, а спустя 9 месяцев, в сентябре прошлого года, развязав военные действия, установил окончательный контроль над Нагорным Карабахом.


Это привело к массовому исходу армян Карабаха, которые покинули регион, опасаясь последствий военной агрессии Азербайджана.


Глава оппозиционного блока «Мать – Армения», бывший депутат парламента Андраник Теванян считает главным адресатом заявления Пашиняна о принятии новой конституции Турцию и Азербайджан. «Это Турция и Азербайджан всегда говорили, что Армении следует поменять свою Конституцию и отказаться от своих обязательств по защите Нагорного Карабаха и продвижению процесса международного признания Геноцида армян. Он сейчас дает понять Баку и Анкаре, что готов к этому, и хочет сделать участником этого процесса и армянское общество путем референдума. Иными словами, желает так легитимизировать свою политику по отказу от Нагорного Карабаха», - сказал в беседе с VERELQ Теванян.


Он допускает, что Пашинян попытается убедить граждан Армении принять новую Конституцию «посредством манипуляций». «Подобно тем дискуссиям, что он сгенерировал вокруг библейской горы Арарат, мол она на гербе страны, но на самом деле не находится на территории Армении. И принятие данной Конституции является шагом в сторону установления мира в регионе, как на досрочных парламентских выборах 2021 года говорил об открытии «эпохи мира». Но вместо этого Армения подверглась новой агрессии, а Арцах был потерян», - пояснил возможные мотивы Пашиняна Андраник Теванян.


С ним согласен другой оппозиционер, депутат парламента от фракции крупнейшего оппозиционного блока «Армения» Гегам Манукян. Он один из немногих депутатов, который недавно с разрешения МИД ознакомился с проектом мирного договора с Азербайджаном, при этом заметив, что данный документ «усилил все опасения, которые мы ранее по этому поводу высказывали».


«В этом документе есть положения, которые противоречат нашей Конституции. Теперь власти вместо того, чтобы этот документ привести в соответствие с Конституцией, поступают наоборот – Конституцию подгибают под это соглашение», - сказал Манукян в беседе с VERELQ.


Принятие новой Конституции с требованиями Баку связывает и политолог, руководитель «Регионального центра демократии и безопасности» в Ереване Тигран Григорян. В этой связи он напоминает о заявлении Алиева от 6 декабря прошлого года, когда тот потребовал от Еревана «гарантий того, что армянский реваншизм не поднимет голову в будущем».


«Фактически Азербайджан требует от Армении внести изменения в нормативно-правовую основу своей государственности. Высока вероятность, что одна из гарантий, упомянутых Алиевым, заключается в том, что Ереван избавится от этого нормативного правового поля, в котором говорится о решении об объединении Армении и Нагорного Карабаха», - сказал Григорян.


Новая Конституция подразумевает новую республику, считает политолог Сурен Суренянц, по словам которого, Николу Пашиняну нужна новая Конституция, чтобы придать «народную обертку» «кадастровому сертификату» (о чем ранее говорил Пашинян), ратифицированному Алиевым.


Эксперт убежден, что Пашиняну нужна новая Конституция, чтобы «отредактировать» Декларацию независимости Армении (исключить реваншизм, как сказал Алиев), установить «легитимные» границы.


«Пашинян объявляет о сокращении Армении, для которой 29 800 кв. км станут «исторической родиной»», - сказал он в беседе с VERELQ и процитировал отрывок из заявления Пашиняна: «Возникает вопрос, какова территория Республики Армения? На самом деле, я хочу еще раз подчеркнуть, что нам не следует искать ответ на этот вопрос, а следует просто взять с полок существующий ответ и положить его на стол».


«Налицо попытка делегитимизации Третьей республики, ее территориальной целостности», - замечает Сурен Суренянц.