VERELQ представляет самые заметные публикации армянской прессы.
Газета «Жоховурд» пишет:
«С целью прекращения войны, развязанной Азербайджаном против Арцаха 19 сентября, власти Арцаха были вынуждены принять предусловия Баку - сдать историческую территорию Арцаха, разоружить армию, что привело к деарменизации второго армянского государства. 28 сентября президент Самвел Шахраманян подписал указ, согласно которому Республика Арцах прекратит свое существование с 1 января 2024 года. Во-первых, давайте зафиксируем, что указом какого-либо должностного лица государство не может быть ликвидировано, поскольку это государство было создано на основе результатов всенародного референдума. Сам Самвел Шахраманян заявил, что ни один документ не может ликвидировать созданное народом государство, тем самым направив посыл о том, что подписанный им указ не имеет юридической силы.
В этом случае, странно то, почему Шахраманян официально не отменяет подписанный им же и не имеющий юридической силы указ о роспуске Арцаха. Однако источники газеты сообщают, что подобный указ уже есть, но власти Арцаха не спешат его обнародовать. Однако важно, чтобы этот указ был обнародован до конца текущего года - до вступления в силу документа о роспуске Арцаха и официально довести эту информацию до международного сообщества. До конца года осталось немного времени, а как поступит правительство Арцаха, покажет время».
Газета «Голос Армении» пишет: 12 октября глава МИД России Сергей Лавров заявил, что нагнетание антироссийских настроений в Армении происходит искусственно. И обвинил в этом неправительственные организации, нацеленные «на создание почвы для антироссийских настроений и подготовке к продвижению интересов США, Евросоюза и НАТО». Вместе с тем Лавров убежден, что «армянский народ в своем подавляющем большинстве заинтересован в развитии традиционных исторически братских связей с Россией».
Тот факт, что главной задачей множества НПО, действующих на западные гранты, является распространение в армянском обществе антироссийских настроений и вывод Армении из-под российского влияния общеизвестен и не оспаривается. Давно пора ставить другой вопрос: а что противопоставляет этому сама Россия? Если, конечно, она не собирается уступать свои позиции.
Наблюдения выявляют выразительную по контрастности картину. Многие российские политологи и общественные деятели с искренней болью говорят о глубоком кризисе в отношениях, критикуют антироссийскую политику армянских властей, но при этом признают ошибки и просчеты самой России. Попытки Москвы наверстать упущенное в общественном поле очевидны, как и усилия, нацеленные на то, чтобы не сжечь окончательно мосты и не скатиться в пропасть невозврата.
Но эти усилия моментально отбрасывают ситуацию на несколько больших шагов назад после одного неосторожного и непродуманного заявления высокого чиновника. Особенно, когда последние не желают понимать крайнюю болезненность и глубину национальной катастрофы армянского народа.
Даже самые убежденные сторонники армяно-российских союзнических отношений признают, что у официального представителя МИД РФ Марии Захаровой вошло в привычку озвучивать скандальные и часто идущие вразрез с реалиями заявления в адрес Армении. Нет, с властями РА все понятно – тут баланс, так сказать, неадекватности и бестактности сохраняется. Странно другое: упорное нежелание МИД РФ отделять зерна от плевел, категорический отказ признать собственные ошибки и упущения в качестве причин ухудшения взаимоотношений с армянским народом – именно народом, не властями.
Неприятно удивляет и готовность дипломатов такой державы, как Россия, опускаться до уровня захвативших власть в Армении хулиганов и невежд. Понятно, что эти люди представляют сегодня официальный Ереван – и это беда и позор армянского народа. Но вместо того, чтобы четко и профессионально, не опускаясь до грубостей и колкостей, защищать интересы своей страны, представитель МИД РФ своим поведением, наоборот, способствует нагнетанию антиармянских настроений.
Поразительно, но Россия до сих пор так и не признала собственной большой вины в том, что произошло с народом Арцаха. И продолжает жаловаться и обвинять всех – Пашиняна, США, Францию, Запад в целом (но при этом ни в коем случае не Азербайджан), хотя факт остается фактом: в Арцахе стояли миротворческие войска России. И после 9 ноября 2020 года именно РФ взяла на себя миссию обеспечения безопасности армян Арцаха.
Да, преступный режим Пашиняна несет главную ответственность за то, что произошло с армянским народом за последние 5 лет, да, Запад, безусловно, имеет свою долю вины. Но арцахцы вернулись на родину после 44-дневной войны исключительно потому, что гарантии защиты им предоставила Россия и они поверили России. В силу не только создавшихся после войны реалий, но и множества причин исторического и ментального характера. Отрицать это, казалось бы, невозможно.
Однако именно эту линию ведет г-жа Захарова, раз за разом озвучивая претензии ко всем на свете, кроме своей страны, и, повторюсь, к Азербайджану. В том числе позволяя себе порой не имеющие ничего общего с реальностью заявления, которые обычно звучат исключительно из Баку.
Так, в ее заявлении от 14 декабря был следующий пассаж: «Негативно (на выполнении соглашения от 9.11.2020 – «ГА») сказались также использование армянской стороной Лачинского коридора для поставок вооружений в Карабах в нарушение трехсторонних договоренностей и неготовность Еревана обеспечить полный вывод армянских вооруженных подразделений из региона, что во многом привело к боестолкновениям в сентябре с. г.».
Вот так вот. Ни слова о 9-месячной жестокой блокаде, о невыполнении Азербайджаном целого ряда пунктов ноябрьского соглашения, ни слова об недопустимости агрессии Баку в тексте нет. Зато есть лживые клише азербайджанской пропаганды о завозимом в Арцах оружии, присутствии «армянских вооруженных подразделений», что, согласно Захаровой, «во многом» привело к геноциду и депортации более 100 000 армян…
Трудно найти слова, чтобы в рамках допустимых выражений дать оценку этому заявлению. Посему задам спикеру МИД РФ один вопрос: каким образом из Еревана завозилось в Арцах оружие, если въезд в республику полностью контролировали российские миротворцы? Выходит, они закрывали глаза на «поставки оружия в Карабах»? А как иначе, Мария Владимировна? Ведь повторяя ложь Алиева, надо еще и наловчиться как-то объяснять ее? Или главное – ляпнуть что-то, лишь бы побольнее лягнуть Пашиняна?
И мы должны верить, что с таким вот подходом МИД РФ искренне стремится улучшить отношения с Арменией и армянским народом?
Понятно, что сейчас России очень нужна дружба с Турцией, что глобальные интересы вынуждают Москву поступиться отношениями с РА. Понятно, что решение сдать Арцах Азербайджану стало следствием крупной геополитической игры в регионе и что армяне в первую очередь виновны в том, что имеют такую несостоятельную и антинациональную власть. Мы не можем требовать от русских быть больше армянами, чем сами, – и трезвомыслящая часть общества отлично осознает все это.
Но откуда подобная бестактность, грубость и даже жестокость в отношении к народу, веками бывшему самым лояльным к России в регионе? Зачем демонстрировать свои политические приоритеты столь пренебрежительным и даже циничным образом? Как министр обороны Шойгу, спустя всего 3 месяца после трагедии армянского народа, может заявлять, что «российские группировки войск остаются основным гарантом сохранения мира в Сирии и Карабахе в изменяющейся обстановке»? А на следующий день ему вторит глава Генштаба Герасимов: «Наш воинский контингент продолжает выполнять задачи как гарант возможности строительства мирной жизни и возвращения в регион жителей»…
Мы, естественно, не собираемся навязывать российским чиновникам свои представления о том, как говорить и вести себя с народом, который они справедливо считают дружественным. Но давно пора отделить народ и общество от властей и понять, что политика режима Пашиняна носит не только антироссийский, а в первую очередь – антиармянский характер.
А для начала понять, что 100 000 с лишним исстрадавшихся людей – не мячик, который можно каждые несколько месяцев перебрасывать туда-сюда, «гарантируя мирную жизнь», а на деле - вновь и вновь подвергая риску геноцида и агрессии. Принять свою долю вины в произошедшем и найти верные слова для объяснения. Прекратить бросаться словами, которые могут привести к необратимым процессам. Перестать давать гарантии, которые не в состоянии выполнить… Словом, вести себя так, как положено традиционному другу и союзнику, пусть даже на данном этапе истории вынужденному вести иную политику.