В конце ноября премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили заявил, что магистральный газопровод «Север-Юг» (Моздок-Тбилиси), по которому российский газ доставляется в Армению через Грузию, может быть выставлен на продажу, и что грузинское правительство рассматривает вопрос первичного размещения на фондовой бирже 25% акций принадлежащей государству «Корпорации нефти и газа».
Согласно тональности официальных сообщений, грузинское правительство планирует данный процесс с большой осторожностью, что не дает никаких оснований спрогнозировать, когда же эта сделка состоится. Тем не менее, новость не могла не насторожить армянскую сторону, особенно если учесть, что потенциальными покупателями пакета акций считаются российский «Газпром» и азербайджанский SOCAR.
Выступая на прошлой неделе в парламенте, премьер-министр Армении
Карен Карапетян в ответ на высказанные парламентариями опасения, что таким образом Азербайджан пытается подвергнуть энергетической блокаде Армению, заявил, что не уверен в скорой реализации этой сделки, а кроме того, даже если Азербайджан и станет владельцем 25% транзитной трубы, то вряд ли это создаст проблемы.
«Интересы Армении не будут ущемлены, если даже Грузия продаст Азербайджану 25% акций управления грузинским участком газопровода, идущего в Армению. А если все же сделка состоится, и Тбилиси продаст весь газопровод, будьте уверены, что у Еревана есть свой арсенал ответных аргументов», — отметил Карапетян, призвав не спешить с оценками, дабы не показаться некорректными.
О каких аргументах говорил армянский премьер, осталось за завесой тайны: пока очередная затея Тбилиси с продажей акций газопровода «вилами на воде писана», вряд ли возможно уточнить, что же имел ввиду Карен Карапетян. Учитывая некоторые болезненные вопросы между Ереваном и Тбилиси, аргументов в действительности наберется немало: это и проблема Самцхе-Джавахетии, армянонаселенного административно-территориального региона Грузии, и армяно-российские стратегические отношения, которые в какой-то момент (кто знает?) могут привести к признанию Ереваном независимости Абхазии и Южной Осетии, и др. Так что «братским соседям» в действительности есть о чем вести переговоры в рамках такой перспективы.
Между тем, в провластных кругах настаивают на том, что приобретение пакета акций азербайджанской компанией вряд ли навредит Армении. Хотя даже в парламентской фракции правящей партии нашлись те, кто считает, что не важно — 5, 10 или 25% акций приобретет Азербайджан, это просто недопустимо.
«Армения должна сделать все, чтобы акции не достались SOCAR. Есть мнение, что 25% акций не могут таить в себе риск, и их владелец не сможет иметь влияния на принимаемые решения, с чем согласен и я. Но не надо забывать, что у этого вопроса есть еще и психологическая составляющая: какой бы маленькой эта цифра не была, Армения должна будет платить за транзит газа азербайджанской компании и осознавать, что SOCAR является одним из главных спонсоров по закупке вооружения», — в беседе с
VERELQ заявил депутат от фракции РПА
Ширак Торосян.
По словам парламентария, это суверенное право Грузии продавать газопровод любой компании, однако важно смотреть и в будущее. Торосян уверен, что с приобретением пакета акций Азербайджан, который и на сегодняшний день является крупным игроком в сфере энергетических коммуникаций на территории Грузии, станет практически монополистом и за ее пределами, диктуя свои правила уже не только в Грузии, но и в регионе, что не исходит из интересов ни Еревана, ни Тбилиси, а теперь уже и Тегерана. Кроме того, важно учитывать и вероятность того, что в дальнейшем Азербайджан захочет и сможет приобрести и весь пакет акций, а это уже серьезная проблема, в первую очередь, для безопасности Армении. Таким образом, подчеркнул он, Ереван должен сделать все возможное, чтобы эта сделка не состоялась.
Относительно же аргументов, на которые ссылался премьер-министр Армении, Торосян воздержался делать какие-то предположения на сей счет. Комментируя тот факт, что одним из болезненных вопросов между Арменией и Грузией остается джавахкская проблематика, которую Ереван может использовать в качестве аргумента, депутат заявил: «Я думаю, что Джавахк в отношениях Еревана и Тбилиси должен быть связующим мостом, а не яблоком раздора. Кроме того, наши отношения должны строиться на понимании того, что в Грузии есть большая армянская диаспора, очень много армян проживает в Джавахке, которые нуждаются в поддержке как грузинских, так и армянских властей. Так что Армения и Грузия никогда не должны говорить друг с другом на языке аргументов или ультиматумов». Тем не менее, резюмировал он, Грузия должна позаботиться о том, чтобы эта сделка имела чисто бизнес-подоплеку, а не политический контекст.
По мнению эксперта в области армяно-грузинских отношений
Алика Эроянца, продажа 25% акций трубопровода азербайджанской стороне не представляет угрозы для Армении. Однако угроза возникнет тогда, когда SOCAR приобретет контрольный пакет акций. Такой поворот таит в себе множество рисков для Армении, поскольку азербайджанская сторона приобретает серьезные рычаги влияния на процесс управления газотранспортной системой.
«Однако есть ряд факторов, которые способны нейтрализовать существующие угрозы, в первую очередь это высокий уровень армяно-грузинских отношений. К тому же у Армении есть альтернативный маршрут поставки газа – это газопровод Иран-Армения. В случае, если Азербайджан получит контроль над все газотранспортной системой Грузии, трубопровод Иран-Армения сможет в значительной мере смягчить возникшие для нас риски и угрозы», - подчеркнул Эроянц. Он при этом уверен, что в Тбилиси прекрасно понимают всю опасность предоставления трубопровода под полный контроль Азербайджана.
О том, что Ереван и Тбилиси должны держаться подальше от вмешательства третьих государств в свои отношения, в беседе с корреспондентом
VERELQ заявил заместитель председателя правящей Республиканской партии Армении, курирующий внешнюю политику,
Армен Ашотян.
«Отношения между Арменией и Грузией не должны быть зависимы от третьей стороны. Ереван и Тбилиси не должны строить связи в зависимости от конфронтационных отношений России, Турции или Азербайджана. И следует признать, что власти Грузии в этом смысле ведут довольно гибкую политику. Об этом свидетельствуют и недавние соглашения в сфере энергетики в формате Россия-Иран-Грузия-Армения, что доказывает, что прагматичный подход во внешней политике, базирующийся на основе экономики, может стать важнейшим фактором для развития платформы дальнейшего сотрудничества», — отметил он.
Что касается возможных аргументов, то, по словам Ашотяна, внешняя политика Армении эффективна в том числе и за счет того, что она в большинстве своем невидима и кулуарна, а львиная доля решений не становится достоянием общественности, так что не следует сегодня пытаться гадать, о чем идет речь в закулисье. Но в том, что у Армении есть достаточно аргументов, Ашотян уверен.
Остается добавить, что, исходя из политических реалий, Россия также должна быть заинтересована в том, чтобы пакет акций достался именно «Газпрому», учитывая перспективу взаимоотношений Грузии с Евросоюзом и НАТО. Кроме того, всего через два года намечается пуск газа с месторождения «Шах-Дениз-2» по трубе Баку-Тбилиси-Эрзреум — через Грузию и Турцию в обход России, что еще больше увеличит зависимость Тбилиси от Азербайджана. Следовательно Россия больше всех заинтересована в участии в энергетических проектах на территории Закавказья и должна использовать любую возможность для укрепления своего положения.