Несмотря на перспективу силового захвата Азербайджаном юга Армении и так называемого Зангезурского коридора, Баку, скорее всего, предпримет сравнительно небольшие территориальные вторжения и трансграничные обстрелы, чтобы заставить Армению согласиться на соглашение, говорится в статье американского аналитического центра Stratfor.
Ниже представляем прогноз аналитического центра Stratfor с некоторыми сокращениями.
«Учитывая, что мир отвлечен другими кризисами, а позиция Армении сравнительно слабее, есть шанс, что Азербайджан может подумать, что сейчас самое подходящее время для начала вторжения и силового захвата Зангезурского коридора. Неизбежное вторжение Азербайджана в Армению остается сравнительно маловероятным сценарием. Однако есть несколько причин, по которым Баку может оценить, что такая военная операция может достичь своих целей с относительно меньшими потенциальными последствиями по сравнению с предыдущими годами.
Во-первых, у Азербайджана более крупные и лучше оснащенные вооруженные силы, чем у Армении, и поэтому он может полагать, что сможет успешно захватить и удержать достаточную часть территории Армении, чтобы быстро провести мирные переговоры.
Баку также может полагать, что это военное преимущество и, в свою очередь, возможность применения силы для захвата коридора со временем снизятся, поскольку армянские силы постепенно строят укрепления в регионе и приобретают западное оружие более высокого качества, тем самым добавляя ощущение безотлагательности вопроса.
Во-вторых, Баку может полагать, что начало вторжения прямо сейчас с меньшей вероятностью вызовет масштабные экономические санкции со стороны Запада, поскольку Европа и Соединенные Штаты увеличили свои закупки азербайджанской нефти и природного газа на фоне своих усилий по замещению российских поставок после вторжением на Украину и слишком обеспокоены резким ростом мировых цен на энергоносители.
В-третьих, Азербайджан, вероятно, считает, что региональные игроки и международное сообщество отвлечены другими продолжающимися кризисами на Украине и в секторе Газа (и возможным расширением последнего конфликта), и поэтому у них не будет желания участвовать в предотвращении военных действий Азербайджана.
И наконец, добившись непрерывной серии военных и дипломатических успехов с 2020 года, президент Алиев, возможно, слишком уверен в способности такой военной операции обеспечить быструю победу, учитывая вышеуказанные факторы.
Еще больше усугубляет этот риск эхо-камера, созданная крайне авторитарной и персоналистской системой управления в Азербайджане, а это означает, что Алиев может переоценивать потенциальный успех вторжения и/или недооценивать потенциальный международный ответ на основе плохой информации.
Но, учитывая риски, присущие такому крупному вторжению, а также отсутствие острой необходимости в создании транзитного маршрута через Армению, Баку, скорее всего, продолжит менее масштабные вторжения и обстрелы, подобные тем, что наблюдались в прошлом году.
Хотя существует несколько причин, по которым Азербайджан в настоящее время обдумывает вторжение в южную Армению, у Баку, возможно, больше причин придерживаться тактики военных стычек, далеких от вторжения.
Во-первых, транзитный коридор через Армению, хотя и весьма желателен для Азербайджана, не является строго необходимым. Азербайджан поддерживает связь со своим эксклавом Нахиджеван через Грузию и Турцию, а также через Иран, с которым Баку сейчас рассматривает альтернативу Зангезуру в обход Армении. Если Иран и Азербайджан нормализуют отношения, это лишь еще больше изолирует Армению от ее региональных партнеров и приведет к тому, что она проиграет в растущей торговле между Востоком и Западом в регионе, во избежание которой Ереван может пойти на уступки Баку.
Во-вторых, Турция, ближайший союзник Азербайджана, занята военной интервенцией в Сирии и множеством других региональных и внутренних проблем. Таким образом, Анкара, скорее всего, будет выступать против полномасштабного вторжения в Армению, которое рискует нарушить региональный баланс сил и одновременно нанести вред отношениям Турции с Западом, Россией и Ираном, одновременно подорвав цель Анкары по попаданию Армении в сферу ее влияния. Захват коридора также осложнит международное положение Турции и отношения Азербайджана с Турцией, что для Баку может перевесить выгоды от оккупации южной Армении.
В-третьих, еще одна полномасштабная война с Арменией, спровоцированная вторжением Азербайджана, вероятно, будет гораздо более смертоносной и непредсказуемой, чем предыдущая война двух стран в 2020 году».