Начало боевых действий в Нагорном Карабахе в сентябре соответствовало мнению Fitch Ratings о том, что геополитические риски, связанные с этим спором, возросли в этом году. Об этом говорится в заключении экспертов международного рейтингового агентства Fitch Ratings.
«Мы предвидели возможность возобновления конфликта, когда в июле повысили рейтинг Армении до «BB-/Стабильный». Наши ожидания относительно того, что любые боевые действия будут ограничены Нагорным Карабахом и будут иметь ограниченные макроэкономические побочные эффекты, до сих пор оправдывались, и конфликт не повлиял на рейтинг или перспективы Армении.
Азербайджан (BB+/Позитив) в прошлом месяце начал короткую, крупномасштабную военную операцию в Нагорном Карабахе, фактически захватив всю территорию и спровоцировав массовый исход около 100 000 человек в Армению. В отличие от недавних вспышек боевых действий, армянские войска непосредственно не участвовали в боевых операциях, что свидетельствует об отсутствии политического желания вмешиваться. Российские миротворцы оказались неспособны соблюдать соглашение о прекращении огня на 2020 год, направленное на защиту местного этнического армянского населения.
Крупное наращивание войск Азербайджаном и продолжительная блокада с декабря 2022 года сигнализировали о повышенных рисках конфликта, как мы отмечали в июльском обзоре рейтинга Армении. Fitch продолжает предполагать, что конфликт будет локализован.
Наиболее непосредственное влияние на показатели суверенной кредитоспособности Армении, вероятно, окажет увеличение расходов на беженцев. До начала сентябрьского конфликта власти предусмотрели в бюджете лишь умеренные расходы на поддержку существующих беженцев из Нагорного Карабаха. С тех пор они объявили об умеренном увеличении расходов на борьбу с притоком беженцев, включая единовременную финансовую поддержку перемещенным лицам.
Расходы, связанные с беженцами, могут еще больше возрасти, учитывая более высокие капитальные вложения и социальные расходы, вызванные притоком беженцев, эквивалентным 3% населения Армении, но в настоящее время мы не ожидаем новых мер по увеличению доходов для поддержки беженцев со стороны правительства в 2023-2024 годах. Отчасти это объясняется тем, что Армения уже получила обещанную финансовую помощь от США, ЕС и других источников на интеграцию беженцев в размере не менее 27,7 млрд драмов (0,7% ВВП) и может получить дополнительную такую помощь в 2024 году. Кроме того, бюджет Армении обычно предусматривает трансферт Нагорному Карабаху; это будет прекращено.
Согласно нашим последним бюджетным прогнозам для Армении в нашем обновленном компараторе суверенных данных, дефицит в 2023 году увеличится до 2,5% ВВП с 2,2% в прошлом году, затем примерно до 3% в 2024-2025 годах. Это включает в себя некоторые дополнительные расходы на беженцев, а потенциальное дополнительное незначительное ухудшение финансового положения может затруднить достижение среднесрочного целевого показателя дефицита в размере 2,5% ВВП. Тем не менее, сильный номинальный рост ВВП будет способствовать стабилизации долга Армении в целом.
Последние боевые действия не имеют непосредственных негативных последствий для армянских банков, поскольку прямой кредитный доступ сектора к Нагорному Карабаху ограничен. Показатели кредитоспособности сектора достигли исторических максимумов из-за масштабной иммиграции и значительного притока финансовых средств с начала военного конфликта в Украине. Это отражено в нашей оценке операционной среды «в+’/положительной для армянских банков», - говорится в заключении экспертов Fitch Ratings.