Инициированное Азербайджаном уголовное преследование должностных лиц и высокопоставленных военных деятелей Арцаха имеет очевидный политический подтекст, правовые механизмы были задействованы с целью демонстрации силы и не имеют под собой никаких правовых основ. Об этом сегодня, 10 октября, заявила правозащитник, представитель интересов армянских военнопленных в ЕСПЧ Сирануш Саакян.
11 из 27 решений ЕСПЧ, констатирующих уголовное преследование по политическим мотивам, были приняты против Азербайджана
«Азербайджан достиг уничтожения де-факто состоявшейся государственности и принятия так называемого акта о самоликвидации, а посему пытается сделать еще один шаг вперед – наказать деятелей, которые в том числе сыграли важную роль в становлении государственности (Арцаха) в рамках избранной модели управления государством. Таковыми являются президенты, которые обеспечивали единство народа и вели борьбу в интересах международного признания независимости Арцаха», - заявила Саакян. Также под действия Баку попали и другие деятели, которые осуществляли проармянскую деятельность, что, естественно, рассматривалось азербайджанской стороной, как шаг против Азербайджана. Саакян отметила, что среди арестованных есть и видные военные деятели Арцаха, и суд над ними также имеет символичное значение и рассматривается, как очередная демонстрация победы над Армией обороны Арцаха.
Резюмируя сказанное, Саакян отметила, что по сути имеет место показательный процесс наказания за осуществление деятельности и развитие непризнанной республики. «Это показательные процессы, целью которых является обеспечение также психологического доминирования с целью обеспечения долгосрочных эффектов, которыми сможет воспользоваться Азербайджан», - считает правозащитник. Она отметила, что Азербайджан уже давно «заслужил» на международной арене имидж страны, где с помощью инструмента уголовного преследования решаются судьбы политических оппонентов и тут речь не только о представителях политической элиты Арцаха, но и об оппонентах внутри страны. «Кроме того, хотелось бы напомнить, что согласно ст.18 Международной Конвенции по правам человека, запрещено ограничение конвенциональных прав в иных целях, кроме конвенционных. То есть запрещено использование режимом ограничения конвенциональных прав в политических целях. Европейский суд в исключительных случаях фиксирует нарушение ст. 18, на сегодняшний день есть лишь 27 решений Суда, которыми констатируется уголовное преследование по политическим мотивам. В 11 из этих 27 случаев, решения были приняты против Азербайджана. Это означает, что у Азербайджана есть сформировавшаяся практика и история фабрикации уголовных дел по политическим мотивам. Надеюсь, что наши международные партнеры при изучении основ этих уголовных дел против арцахских деятелей, примут во внимание эти сформировавшиеся в Азербайджане негативные традиции и в целом полное отсутствие верховенства закона в этой стране», - заявила Саакян.
Управление непризнанным государством и его защита не являются преступлением
По словам Саакян, аресты политических и военных деятелей Арцаха незаконны, поскольку возбужденные против них дела сфабрикованы. С точки зрения международного права управление непризнанным государством и его защита являются допустимыми действиями. «Нет прецедентов, при которых лидеры непризнанных государств призывались бы к ответственности за управление этим непризнанным государством. Более того, мы не имеем дело с незаконными непризнанными режимами, которым международное право дает четкие определения. Во всех случаях, когда право на самоопределение реализуется с грубым нарушением международного права, применяются четкие инструменты противодействия. К примеру Совбез ООН может выступить с констатацией нарушения норм международного права и призывом к коллективному непризнанию, как это было в случае Родезии, Северного Кипра. Но даже в этих случаях, когда был международный консенсус по вопросу непризнания было сочтено неприемлемым преследование лиц, сыгравших роль в становлении этой незаконной непризнанной государственности, тем более по такой тяжкой статье, как терроризм», - заявила Саакян.
Правозащитник отметила, что по части террористических организаций и террористов ведется регистр. «Не скажу новости, если отмечу, что Нагорный Карабах никогда не включался в регистр, как террористическое образование, а руководители Нагорного Карабаха никогда не включались в список террористов. Более того, все мы знаем, что Республика Арцах была вовлечена в международные переговоры, арцахские переговорщики рассматривались в качестве легитимной стороны и принимали участие в обсуждении самых различных вопросов, включая вопрос самоопределения», - подчеркнула она. Посему предъявленные им обвинения беспочвенны, а лишение их свободы является незаконным. О тенденциях Баку предъявлять безосновательные обвинения в терроризме всем без исключения, свидетельствует и то обстоятельство, что даже пленным в ходе 44-дневной войны Баку пыталось предъявить подобные обвинения. «Полагаю, что мы тут имеем дел с хроническими психологическими проблемами, когда любые действия Азербайджан пытается представить международному сообществу сквозь призму терроризма», - заявила она.
Цель Баку – искажение действительности и оправдание своих незаконных методов
Цель подобных действий Баку – представить Республику Арцах как террористическое образование, тем самым опровергая факт того, что в реальности речь идет о реализации права на самоопределение с соблюдением всех норм международного права. Это право на самоопределение, подчеркнула Саакян не имеет ничего общего с нарушением территориальной целостности Арцаха. Баку своими действиями пытается завуалировать то, что последние действия против Арцаха были в реальности подавлением права на самоопределение, причем подавлением с использованием незаконных методов, таких как привлечение наемников.
Заключения ЗПЧ Азербайджана о состоянии задержанных и арестованных армян не могут быть достоверными
Баку без оснований не позволяет представителям Международного комитета Красного Креста навестить политических и военных деятелей Араха. По ее словам, в прессе периодически появляются сообщения о визитах азербайджанского омбудсмена Сабины Алиевой. Однако ее заключения о состоянии задержанных и арестованных армян не могут быть достоверными, поскольку у офиса ЗПЧ Азербайджана международный статус "Б", свидетельствующий о его зависимости от государства. «Если омбудсмен не наделен независимостью, то его оценки не могут быть объективными, особенно в отношении армян, которые подвергаются системной дискриминации в Азербайджане», – сказала юрист.
Она добавила, что азербайджанские адвокаты также не защищают права армян, удерживаемых в Баку. В частности, Саакян привела пример военнопленных, чьи адвокаты знакомились с ними в зале суда и в ходе заседания выступали с армянофобскими заявлениями. Что касается независимых адвокатов, то таких, по ее оценкам, в Азербайджане нет. «Даже если защита будет идеальной, то судебная система настолько зависима от государства, что полагаться на правосудие бессмысленно. Однако решения, принятые азербайджанским судом, не являются окончательными и могут быть обжалованы в международных инстанциях. Мы должны быть активны в этом вопросе», – заявила юрист.
Она напомнила, что 12 октября в ЕСПЧ пройдут слушания по вопросу 8 представителей Арцаха, а в ноябре запланирована 44-я сессия UPR, в рамках которой также нужно поднять этот вопрос. Саакян добавила, что Армения может инициировать в Международном суде ООН процессы, связанные с правами армян Нагорного Карабаха, с пытками и террором со стороны Азербайджана. «Однако нельзя ограничиваться лишь правовыми процессами, параллельно должны быть задействованы дипломатические и общественные механизмы», – отметила она. В этом контексте юрист заметила, что в ЕС активизировались разговоры о необходимости применения санкций против Баку, и Ереван должен этим воспользоваться.
Лица, включенные в «черные списки» Баку могут быть задержаны в третьих странах на основании двусторонних договоренностей
Саакян уверена, что попытки Баку начать международное преследование в отношении лиц, включенных в "черные списки" обречены на провал. Тем не менее, нет никакой гарантии, что эти лица не будут задержаны, но возможно будет их задержание в третьих странах с последующей передачей Азербайджану. «На основании политических дел невозможно добиться уголовного преследования невиновных людей, но Баку может это сделать на двусторонней основе – это возможно», – сказала Саакян. В этом контексте она привела в качестве примера задержание израильского блогера Александра Лапшина, который был передан Азербайджану белорусскими властями. В то же время, считает Саакян, усилия Еревана по привлечению к ответственности лиц, обвиняемых в военных преступлениях против армян недостаточны. Она отметила, что Армения должна посредством международных организаций и Интерпола добиться объявления в международный розыск и задержания азербайджанских военных. В частности, она упомянула расстрел безоружных армянских солдат в Сюникской области Армении.