Власти Армении согласились передать основную узловую развязку в регионе - Сюник, под протекторат евро-американского тандема с контролем ирано-армянской границы. Об этом в своем Telegram-канале пишет политический обозреватель Арман Абовян.
«Изначально (примерно с декабря 2021 года) Иран занял жёсткую позицию с недвусмысленным предупреждением Азербайджана и Турции о готовности ИРИ войти в прямую конфронтацию за сохранение Сюника. Иран концентрирует войска у армянской и азербайджанской границы. Кстати, до сих пор десятки тысяч солдат из элитных иранских корпусов ( включая бронетанковые соединения, ракетные войска, оснащённые так же массой ударных БПЛА) ни на метр не отошли от армянской и азербайджанской границы. Далее Иран открыл консульство в Капане, тем самым очерчивая армянский Сюник, как зону своего стратегического интереса. Подобное течение событий продолжалось до начала 2023 года, когда Армения резко активизировала прозападный тренд во внешней политике.
И вот с начала осени 2023 года Иран начал менять тактику и, уже особо не церемонясь, предупреждает о недопустимости создания "Зангезурского коридора" не только турецко-азербайджанский тандем, но и армянскую сторону. Так, на последней встрече с секретарём Совбеза Армении Григоряном, президент Ирана Раиси открытым текстом предупреждает Армению о недопустимости размещения в регионе сил стран, которые входят в НАТО и о недопустимости создания "Зангезурского коридора". Повторюсь, Иран предупреждает Армению о недопустимости аннексии территорий Армении. То же самое президент Раиси слово в слово повторил представителю алиевского режима Халафу Халафову. На первый взгляд позиция иранцев выглядит странной с предупреждением Армении, но это на первый взгляд.
Иранская военно-аналитическая служба и разведка считаются одними из самых эффективных структур в мире и тут вырисовывается следующая конфигурация. Иран имеет достаточно оснований считать, что власти Армении согласились передать основную узловую развязку в регионе (Сюник) под протекторат евро-американского тандема с контролем ирано-армянской границы. То есть Иран понимает, что армянские власти согласились на передачу сюникского коридора турецко-азербайджанскому тандему под формальным прикрытием европейцев и американцев. Что в свою очередь значит, что Иран рассматривает уже и Армению, как угрозу своей национальной безопасности. Реакция Ирана очень прямо подтверждает вышеуказанные маркеры региональных процессов.
P.S. Кстати, отказ Эрдогана и Алиева участвовать во встрече в испанской Гранаде с Пашиняном и лидерами Франции, Германии и ЕС косвенно указывает на то, что турецко-азербайджанский тандем выдвинул новые условия для своих западных партнёров, где Турция является основным владельцем "Зангезурского коридора" с предоставлением неких преференций своим евро-американским партнерам, а не наоборот. В любом случае, какой бы не была конфигурация аннексии юга Армении, иранцы в любом случае рассматривают этот процесс, как крайне опасный для себя.
Ну а Армению никто из региональных и нерегиональных игроков уже не считает фактором, с которым нужно считаться. Вот они настоящие итоги борьбы пашиняновской власти за "независимость и суверенитет" Армении», - пишет Абовян.