23.11.2024
«Чёрный список Пашиняна»: кому в следующий раз запретят въезд в Армению?
prev Предыдущие новости

Эксперт: Варшава хочет сохранить хорошие партнерские отношения с Ереваном и Баку

Какой подход сейчас у ЕС и Варшавы к ситуации в регионе Южного Кавказа, в частности вокруг Нагорного Карабаха? Готов ли ЕС к жесткому давлению на Баку, например, к санкциям, для разблокирования Лачинского коридора? Не является ли посредничество между Арменией и Азербайджаном для ЕС одной из арен борьбы с Россией?


На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил научный сотрудник Варшавского Университета, специалист по постсоветскому пространству, историк государства и права, аналитик Фонда Институт Восточного Права Михаил Садловский.


Какой подход сейчас у ЕС и Варшавы к ситуации в регионе Южного Кавказа, в частности вокруг Нагорного Карабаха?


Польша внимательно следит за ситуацией на Южном Кавказе. Польские власти находятся в частом контакте с властями Армении. Например, 23 августа состоялся телефонный разговор между главами польской и армянской дипломатии. Заявление польской стороны после этого разговора гласило: "Темой была ситуация в регионе, в том числе блокада Лачинского коридора. Польша вновь призывает к мирному завершению конфликта. Первым шагом должно стать обеспечение гуманитарной безопасности местного населения”.


Я думаю, что использование термина «блокада» означает, что гуманитарная ситуация населения Нагорного Карабаха беспокоит польскую дипломатию. Соответственно, обеспечение гуманитарной безопасности должно стать первым шагом в разрешении конфликта.


Следует помнить, что в своей дипломатии по отношению к странам Южного Кавказа Польша старается придерживаться принципов баланса. Это означает, что Варшава хочет сохранить хорошие партнерские отношения с Ереваном, Тбилиси и Баку. Я думаю, что Польша также поддерживает основные усилия ЕС по разрешению конфликта между Арменией и Азербайджаном. Думаю, это одна из причин, почему Варшава никогда на 100% не поддерживала аргументы той или иной стороны по поводу конфликта. У Польши на этот счет своя точка зрения И разные интересы.


Я также думаю, что в Польше существует консенсус против вооруженных форм разрешения конфликтов в регионе Южного Кавказа. Также очевидно, что существует определенная обеспокоенность по поводу территориальной целостности Армении в Сюникской области. Поэтому визиты польской дипломатии в этот южный регион Армении не случайны. Последний вопрос даже обсуждается в польских СМИ и в экспертных дебатах. Изменения границ в результате незаконных военных действий для нас неприемлемы. Проблема Сюника напоминает некоторым людям о так называемом «Гданьском коридоре»(«Данцигский коридор»), ставшем одной из причин начала Второй мировой войны.


На мой взгляд, хотя это и может показаться оптимистичным, прекращение конфликта между Арменией и Азербайджаном отвечает интересам Еревана и Баку. В противном случае этот конфликт все равно будет возможностью для влияния и игр других стран и держав в регионе. И конфликт, к сожалению, будет продолжаться еще много лет.


В Нагорном Карабахе гуманитарная катастрофа. Готов ли ЕС к жесткому давлению на Баку, например, санкционному, для разблокирования Лачинского коридора? С учетом решений ЕСПЧ и Международного суда ООН?


В условиях ЕС введение санкций в отношении того или иного государства предполагает сложные процедуры и, прежде всего, между государствами должен быть консенсус. Существует также вопрос о том, какие санкции следует принять. Принимая это во внимание, не похоже, что ЕС предпринял такие шаги. Я думаю, что пока ЕС будет предпринимать различные дипломатические, политические и информационные действия, чтобы повлиять на это. Закулисная дипломатия была и будет важна в этом отношении.


ЕС в последние два года проявляет беспрецедентную активность в посредничестве между Арменией и Азербайджаном. С чем это связанно? И не является ли это посредничество для ЕС одной из арен борьбы с Россией?


Я думаю, здесь есть несколько факторов. Во-первых, война между Украиной и Россией заставляет ЕС хотеть поддерживать хорошие отношения с соседями России, а также в энергетической сфере особенно с Азербайджаном. Отсюда и приверженность ЕС к разрешению конфликта между Баку и Ереваном.


Однако следует также помнить, что исход Второй карабахской войны также встревожил многие страны ЕС. Для многих 2020 год – это шанс на мир между Арменией и Азербайджаном. Именно поэтому многие политики ЕС хотят повлиять на мирный процесс. Для кого-то 2020 год – это усиление России и Турции на Южном Кавказе. Вот почему ЕС хочет сбалансировать баланс. Следует также помнить, что Армения в ЕС в целом воспринимается как демократическое государство, существование которого, его институциональные реформы и экономическое развитие необходимо поддерживать. Все это способствует активизации политики ЕС в регионе Южного Кавказа, и особенно в посредничестве между Арменией и Азербайджаном.


Что касается второй части вопроса. Я бы пока избегал термина «борьба». Я думаю, что конкуренция существует в различных областях. Регион Южного Кавказа – это территория, где встречаются различные цивилизации, культуры, идеологии и силы. Поэтому неудивительно, что политика Запада, в том числе ЕС, во многих сферах пересекается с Россией. При этом в разные периоды существовала не только конкуренция, но и сотрудничество. Многое будет зависеть от исхода войны на Украине.


Айк Халатян


 

Пашинян осуществит в правительстве большую чистку - Пресса дня
Следующая новость next

Регион

Все новости