Отказ от Декларации независимости и закреплённых в ней ценностях, ставших стержневыми элементами внешней политики РА несёт в себе трансформацию и всего комплекса внешней политики. Об этом в своем Telegram-канале пишет политолог Бениамин Матевосян.
«На прошлой неделе стало известно, что экс-руководитель филиала «Россотрудничества» в Армении Виктор Кривопусков пополнил список нежелательных для въезда в Армению персон. Иными словами, Кривопускову как и М. Симоньян, А. Гарбрелянову, М. Папазяну, К. Затулину и т.д. запретили въезд в Армению.
В случае с Симоньян, Габреляновым и Папазяном власть обосновывала свою позицию тем, что эти деятели критиковали лично Никола Пашиняна. Кривопусков же в своих высказываниях зачастую был весьма корректен в отношении действующей власти РА и, например, в одном из последних своих интервью говоря о пашиняеновской власти заявил следующее: «Я не имею права как руководитель Общества дружбы и сотрудничества с Арменией критиковать, но жалеть я имею право». Потому формально без ответа остаётся вопрос - по какой причине Кривопускову запретили въезд в страну? Ответ на этот был дан ещё 23 августа.
23 августа в своем послании по случаю принятия Декларации о независимости Армении Н. Пашинян заявил о том, что «Декларация нуждается в глубоком анализе», подчеркнув, что «до тех пор, пока у нас не будет мира, призрак СССР будет витать в нашем небе».
Данное заявление Пашиняна, как и многие иные подобные высказывания (например про герб), не было «оценено по достоинству», и политическая элита не объяснила обществу в достаточной степени, что за данной формулировкой кроется не только анонс предстоящего отказа от действующей Декларации независимости (как и отказ от нынешнего герба на котором изображена гора Арарат).
Отказ от действующей Декларации независимости не является «самодостаточным актом», то есть он должен иметь продолжение и проявления в актуальном политическом процессе. Отказ от Декларации независимости и закреплённых в ней ценностях, ставших стержневыми элементами внешней политики РА несёт в себе трансформацию и всего комплекса внешней политики.
Если действующая Декларация со всеми вытекающими из неё законами, подсказанными актами, политическими и юридическими документами будет отменена, то Арцах – более не будет приоритетом внешней политики, то РА более не будет выступать за международное признание геноцида армян 1915 г. в Османской Турции и Западной Армении и т.д. (Кстати, о несоответствии заявлений Пашиняна о «эпохе мира» и положений Декларации независимости РА открытым текстом ещё в ноябре 2022 года говорил МИД Азербайджана, фактически озвучивая очередной требование к Еревану).
Если же приоритеты внешней политики должны измениться вместе с основополагающими документами о необходимости «анализа одного из которых» 23 августа и заявил Пашинян, то те лица, которые десятилетия работали с властями Армении и Арцаха в рамках прежней внешнеполитической доктрины более не нужны официальному Еревану, и возможности их влияния на официальные и даже «около официальные» структуры должна быть минимизирована, и как минимум с символической точки зрения нет лучше способа чтобы сделать это, чем запретить этим людям въезд в Армению. Этим возводится водораздел между прежней и будущее внешнеполитическими доктринами.
Но остаётся вопрос: а каким будет вектор внешней политики? Ответ на этот вопрос Н. Пашинян уже многократно давал, когда заявлял о том, что «РА ищет гарантии безопасность в регионе», и когда заявлял о необходимости реализации «региональной не конфронтационной политики» и «уточнения места и роли РА в архитектуре регионального будущего».
Борющийся с «призраком СССР» Пашинян, который «ищет гарантии безопасности для Армении в регионе» меняет вектор внешней политики, и в рамках данного процесса Турция и Азербайджан должны быть партнёрами, если не сказать союзниками Армении, а Россия и Иран – противниками, если не врагами.
В рамках такой внешней политики конечно же Кривопускову, Папазяну или Затулину нечего делать в Армении. Жаль, что всё вышеизложенное с «заложенными под этот процесс минами замедленного действия» это не доводится до армянского обществу политическими элитами нашей страны…. » - пишет Матевосян.