26.11.2024
Ради удержания собственной власти Никол Пашинян готов пойти кровопролитие – мнение
prev Предыдущие новости

Арцах: борьба за власть или за будущее?

В то время как армянская дипломатия стремится донести до мирового сообщества охватившее Арцах (Нагорный Карабах) гуманитарное бедствие, вызванное азербайджанской блокадой, внутри самого Арцаха разразился политический кризис. Он достиг кульминации, когда бывший государственный министр Арцаха Рубен Варданян, когда-то считавшийся близким соратником президента Араика Арутюняна, публично раскритиковал его. По мере эскалации напряженности ситуация достигла опасной точки, когда возникли открытые конфронтации внутри элиты, в том числе с участием военизированных группировок.


Кризис набирает обороты


Очевидно, что гуманитарный кризис, обостренный восьмимесячной блокадой, наложил свой отпечаток на политическую ситуацию, став причиной усиления разногласий внутри политической элиты. Этот феномен можно наблюдать, говоря простыми словами, невооруженным глазом. Достаточно просто сопоставить заявления различных элитарных групп относительно путей разрешения гуманитарного кризиса, чтобы увидеть выпуклые противоречия. Они порой носят взаимоисключающий характер, оставляя мало возможностей для внутренней консолидации. Ситуацию не спасла и попытка президента Арцаха Араика Арутюняна договориться с оппозицией, по итогам которой парламент Нагорного Карабаха возглавил представитель оппозиционной фракции АРФ «Дашнакцутюн» Давид Ишханян.


Всю прошедшую неделю в СМИ и политических кругах муссировались слухи о возможной отставке Арутюняна с поста президента и его планах по дальнейшей передаче власти поддерживаемому бывшими президентами Арцаха Давиду Ишханяну.


Давление извне было действительно очень большим– Рубен Варданян


Кстати Конституция Арцаха допускает механизмы передачи президентской власти без проведения досрочных выборов решением парламента. Но для этого в стране должно быть введено военное положение, которое в Арцахе непрерывно действует с 1994 года. Это стало возможным по итогам внесенных в марте этого года поправок в главный закон страны. Тогда был изъят пункт, согласно которому отставка президента в обязательном порядке спровоцировала бы проведение досрочных парламентских и президентских выборов, что в условиях существующих угроз, согласно задумке авторов конституционной реформы, лишало систему государственного управления гибкости.


Сам Арутюнян публично никак не комментировал слухи о своей грядущей отставке. Но уже к концу недели, 18 августа, эти слухи были опровергнуты его политической командой. Таким образом, предрекаемый СМИ трансфер власти не произошел, а воспроизведённая до этого кадровая перестановка в законодательном органе явно не смягчила кризис. Более того, он продолжал нарастать, о чем первым сигнализировал Рубен Варданян, бывший государственный министр Арцаха.


Варданян, который когда-то считался близким соратником президента Араика Арутюняна, в ходе прямой трансляции выразил мнение, что проблемы, стоящие перед республикой, связаны не только с внешними угрозами, но также с внутренней обстановкой в Арцахе.


В ходе своего обращения к Араику Арутюняну, который в силу своего статуса несет значительную ношу ответственности, Варданян выразил мнение, что тот не смог выступить в роли настоящего лидера или главнокомандующего. Он указал на поведение президента Арцаха как на причину этой неудачи, также подчеркнув, что Араик Арутюнян ранее обещал уйти в отставку, но нарушил это обещание. Варданян выразил сожаление, что доверие к слову президента утратило свою силу. Он отметил, что никакого давления на Арутюняна с требованием отставки не было, а решение об этом было принято им самостоятельно.


Это вызвало резкую реакцию президента Араика Арутюняна, однако он лично не участвовал в этой конфронтации. За него это сделала лояльная ему военизированная группировка ополченцев Арцаха. В своем обращении ранее неизвестный в политических кругах Карен Матевосян, назвавший себя командиром ополчения Арцаха, рассказал об инциденте с председателем парламента Арцаха и пригрозил роспуском правительства и парламента. В ультимативной форме он потребовал от политических сил объединиться вокруг Араика Арутюняна, чьим «живым щитом и карающим мечом» он назвал ополченцев, в противном случае угрожая им народным судом.


Борьба за власть или за будущее?


Директор Института Кавказа Александр Искандарян считает обострившийся внутриполитический кризис в Арцахе результатом выхода на поверхность тех противоречий, которые существовали до этого. «В Карабахе есть внутриэлитные конфликты, их несколько. Только верхняя часть этого айсберга является конфликтом между Рубеном Варданяном и Араиком Арутюняном. То, что этот конфликт существовал и раньше, это секрет Полишинеля. Этим полнились общественные дискурсы, слухи», - сказал в беседе с VERELQ Александр Искандарян, при этом добавив, что в этой внутриполитической схватке есть все – и борьба за власть, различное видение будущего страны.



На фото: директор Института Кавказа Александр Искандарян


«Здесь есть и то, и другое. Инструментом того, чтобы менять ситуацию является власть. Но я не думаю, что власть в Степанакерте самое привлекательное, что можно придумать в этом мире. Например, Араик Арутюнян шел во власть в совершенно другой ситуации и для другого. Все накладывается друг на друга», - пояснил Искандарян.


Между тем, то, что политический процесс перешел в конфронтационное русло с участием силовиков, некоторые эксперты уже считают опасным явлением, направленным на реформирование государственных институтов и конституционного строя. «Процесс задействования ополченцев управлялся соратниками Араика Арутюняна. Это был интересный шаг, чтобы затмить тему отставки Араика Арутюняна… Но с другой стороны это опасный процесс, который ставит под угрозу государственность Арцаха. Над Арцахом повисла угроза демонтажа государства», - сказал в беседе с VERELQ Тигран Григорян.


Три полюса и их подходы


Между тем в настоящее время в Нагорном Карабахе действуют три политических полюса, отмечает Тигран Григорян и перечисляет: «Это президент Нагорного Карабаха Араик Арутюнян с его командой. Второй полюс представляет бывший командующий Армией обороны Арцаха Самвел Бабаян с руководимой им парламентской фракцией (второй по величине в парламенте). Третий полюс это Рубен Варданян, который после отставки с поста государственного министра, активно вовлечен в политическую жизнь страны, при этом заручившись поддержкой ряда политических сил и влиятельных персон, в том числе трех оппозиционных фракций в парламенте и бывших президентов Арцаха Аркадия Гукасяна и Бако Саакяна».


Они, по мнению Григоряна, ведут активную борьбу за власть для реализации своих подходов по выходу из кризиса и ведению диалога с Азербайджаном. В этом плане их подходы разнятся. Например, Самвел Бабаян – сторонник прямых контактов с Азербайджаном, даже без присутствия посредников. Только так он видит возможность для установления диалога, доверия и экономических связей с Азербайджаном, поскольку, по его убеждению, Баку не согласится на контакты со Степанакертом при посредничестве третьих сил, которые в Армении называют «международным переговорным механизмом».


Слабой точкой предложенной Бабаяном формулы диалога с Азербайджаном является огромный силовой дисбаланс между сторонами в пользу Баку, который может свести на нет шансы Степанакерта хоть как-то отстоять свои интересы в будущих переговорах, и наоборот дает возможность Баку говорить с позиции силы. У самого Бабаяна тоже нет уверенности в том, что диалог с Баку по предложенному им сценарию получится. «Мы хотя бы попробуем и услышим их позицию. Если получится будем продвигаться дальше, если нет, тогда с чистой совестью сообщим об этом народу и примем решение, что делать дальше», - в одном из своих интервью недавно заявил Самвел Бабаян.


Рубен Варданян же придерживается более радикального подхода. Он тоже допускает переговоры с Азербайджаном, но настаивает на формировании международного формата для их проведения, а Степанакерт и Баку, по его мнению, должны говорить на равных. Он выдвигает свою формулу сосуществования Арцаха и Азербайджана, называя ее «рядом, но не вместе», подразумевая, жизнь в соседстве, «но при этом не жить вместе под одними правилами, под одними законами».


Подход Рубена Варданяна в силу огромного дисбаланса в потенциалах Азербайджана и Арцаха многие считают нереалистичным, в том числе ссылаясь на заявление премьер-министра Армении Никола Пашиняна о том, что Баку не готов даже предоставить Арцаху автономный статус в составе Азербайджана подобно тому, что существовал до развала СССР. В связи с этим многие, особенно армянские власти видят в активности Рубена Варданяна иную, более масштабную цель – приход к власти в Армении.


«Целью «таинственного ужина» (имеет в виду встречу Варданяна, бывших президентов Арцаха с Араиком Арутюняном – ред.) с участием Рубена Варданяна в Арцахе является власть в Армении», - открыто заявил глава постоянной комиссии парламента Армении по обороне и безопасности Андраник Кочарян.


Параллельно к делу подключились околовластные политики и эксперты, которые уже несколько дней как мантру повторяют следующую фразу: «Руководители операции по захвату власти в Арцахе не должны ни на секунду сомневаться в том, что Арцах больше никогда не может быть использован в качестве инструмента прихода к власти в Армении».


Где-то в центре между вышеуказанными полюсами действует президент Араик Арутюнян, который по долгу службы обладает полнотой власти и имеет решающее слово. Его тактика по преодолению кризиса включает в себя некоторые элементы подходов как Рубена Варданяна, так и Самвела Бабаяна. Он выступает за переговоры с Баку, но в третьей стране и с участием посредников.


Турция уже напрямую вмешивается во внутренние дела Армении» Политолог Тигран  Григорян - ГАЛА


На фото: политолог Тигран Григорян


«Что касается преодоления гуманитарного кризиса, то кажется власти Арцаха готовы на компромисс, рассматривая помимо разблокировки Лачинского коридора, также открытие дороги Агдам-Степанакерт, по которой в Арцах будет доставлена международная гуманитарная помощь. Сейчас практически все посредники – Россия, США и ЕС выступают за открытие двух этих дорог, и у арцахских властей не остается пространство для маневра. Думаю, в ближайшие недели стороны начнут переговоры по этому вопросу», - заключает Тигран Григорян.


 


 

Самый главный вопрос, стоящий перед арцахским государством – спасти арацахский генофонд
Следующая новость next