Параллельно переговорам лидеров Армении и Азербайджана в Брюсселе 15 июля, где были подтверждены ранее достигнутые, но так и не реализованные договоренности по карабахскому урегулированию, официальная Москва выступила с заявлением, которое вызвало критическую реакцию одновременно и в Баку, и в Ереване. Азербайджанской стороне не понравилось, что в заявлении МИД России содержался посыл о субъектности Нагорного Карабаха. Видение же России по Карабаху в изменившихся реалиях, как считают в российском МИДе, из-за признания Арменией территориальной целостности Азербайджана, вызвало недовольство и в армянских околополитических кругах, но официальный Ереван пока хранит молчание.
В то время, когда лидеры Армении и Азербайджана при посредничестве председателя Европейского совета Шарля Мишеля 15 июля обсуждали пути урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, которые ранее детально прорабатывали в ходе вашингтонского раунда дискуссий глав МИД двух стран, российский МИД решил нарушить молчание, изложив свое видение «в связи с ситуацией вокруг Нагорного Карабаха». Сначала в МИДе России предпочли напомнить, что Армения в октябре 2022 г. и мае 2023 г. на саммитах под эгидой Евросоюза признала Нагорный Карабах частью территории Азербайджана, что «кардинальным образом изменило основополагающие условия, при которых было подписано Заявление лидеров России, Азербайджана и Армении от 9 ноября 2020 г., а также положение размещенного в регионе Российского миротворческого контингента».
В изменившихся условиях, как говорится в заявлении МИД, не следует перекладывать ответственность за судьбу армянского населения Карабаха на третьи страны. Хотя в заявлении не указывается, какая именно из сторон по мнению МИД России, перекладывает ответственность «на третьи страны», эксперты отмечают, что адресатом этого заявления является Армения.
«Из этого заявления следует, что армянскому правительству не следует перекладывать на Россию ответственность за то, что происходит и еще будет происходить с армянским населением Нагорного Карабаха. А попытки перекладывать ответственность на Россию мы наблюдаем на протяжении всех последних месяцев» не очень легко. Так, что я не удивлен тому, что реакция в Армении – негативная», - сказал в беседе с VERELQ ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Николай Силаев, имея в виду упреки Еревана в адрес Москвы за уклонение от своих обязательств, согласно которым контроль за ныне перекрытым азербайджанской стороной Лачинским коридором должны осуществлять «лишь российские миротворцы».
Тем временем из-за семимесячной блокады, устроенной Азербайджаном, которая уже больше месяца носит тотальный характер, гуманитарная ситуация в Нагорном Карабахе, по утверждению его властей становится катастрофической. Карабах, где сейчас проживает около 120 тысяч человек, отрезан от поставок важнейших ресурсов, включая продовольствие, газ, электричество и топливо. Это вызвало нехватку даже продуктов первой необходимости и резкий рост цен, а также затруднило получение людьми необходимой медицинской помощи. Баку не спешит прислушаться к призывам посредников и даже вердикту Международного суда ООН о необходимости разблокировки Лачинского коридора - единственной дороги, связывающей окруженный со всех сторон азербайджанскими войсками Нагорный Карабах с Арменией и остальным миром.
Из-за сложившейся безысходной ситуации и в надежде как-то донести свой голос до международных инстанций на площади Возрождения в центре столицы Арцаха – Степанакерте уже третий день проходит бессрочная сидячая забастовка против устроенной Азербайджаном блокады. С целью привлечения «внимания международного сообщества» к усугубляющейся трагической ситуации в Нагорном Карабахе к акции присоединился и президент Арцаха Араик Арутюнян. Сделал он это после своего экстренного телеобращения, при этом не вдаваясь в подробности предупредил, что прибегнет к более жестким действиям, если «при международном вмешательстве ситуация в Арцахе не вернется в более-менее стабильное русло».
Осложняющийся процесс карабахского урегулирования российская сторона предлагает разрешить посредством незамедлительной подготовки «мирного договора между Баку и Ереваном, опираясь на ранее достигнутые договоренности». Для согласования мирного договора российские власти готовы «организовать в Москве трехстороннюю встречу министров иностранных дел» с последующим выходом на российско-азербайджано-армянский саммит для подписания упомянутого документа.
При этом в МИДе России считают, что «неотъемлемой частью данного соглашения должны стать надежные и четкие гарантии прав и безопасности армян Карабаха». А ситуация вокруг Нагорного Карабаха развивается по негативному сценарию, и это, как отмечается в заявлении, «вызывает озабоченность». В связи с этим Москва настоятельно призывает «азербайджанское руководство принять срочные меры для немедленного разблокирования Лачинского коридора, возобновления беспрепятственного передвижения по нему граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях, а также энергоснабжения региона».
Данную часть заявления российский политолог Николай Силаев истолковывает как проявление того, что Россия не умывает руки от Нагорного Карабаха. «Хотя для России неприемлемо перекладывание на нее ответственности за то, что происходит с армянским населением Нагорного Карабаха, но она не умывает руки и не уходит в сторону от гарантий прав и обеспечения безопасности населения Нагорного Карабаха», - пояснил Силаев.
Примечательно, что заявление МИД России было негативно воспринято как в Азербайджане, так и в Армении. Лишь с той разницей, что в Армении отреагировали на него околовластные эксперты, а официальный Ереван предпочел хранить молчание. «Это ведь очень удобно было для властей Армении. Азербайджан давит на них, они не делают ничего, а во всем виновата Россия. Когда МИД России выпускает такое заявление, продолжать прежнюю линию, что «во всем виновата Россия», - отмечает Силаев.
В Баку же решили ответить Москве резко и даже дерзко, тем самым вызвав занятную дипломатическую перепалку с российской стороной.
МИД Азербайджана выразил разочарование тем, что заявление российского дипломатического ведомства якобы «не соответствует Декларации о взаимном сотрудничестве между Азербайджаном и Россией и выступлениям Владимира Путина в поддержку территориальной целостности и суверенитета Азербайджана, включая Карабахский регион (Нагорный Карабах – ред.)».
В позиции Азербайджана «ничего удивительного» не видит эксперт Николай Силаев, поскольку Баку «не нравится призыв разблокировать Лачинский коридор».
Проблема в российской позиции по Карабаху, как отмечает эксперт аналитического центра APRI Armenia Сергей Мелконян, заключается в том, что она не четкая. «Ее сложно прослеживать. Она старается не занимать какую-либо сторону, но исходя из этого имеет проблемы с обеими сторонами конфликта. Отсюда и получается, что заявление МИД России было встречено с критикой и в Ереване, и в Баку», - отметил в беседе с VERELQ эксперт Мелконян.
Все же на упрек азербайджанской стороны в Москве решили ответить сразу, вызвав в МИД азербайджанского посла Полада Бюльбюльоглу, которому было донесено недовольство Москвы «в связи с некорректными комментариями МИД Азербайджана». Хотя в российском МИДе заявили, что Москва с уважением «относилась и относится к территориальной целостности Азербайджанской Республики», в то же время это, как отмечается в сообщении, не отменяет задачу комплексного продвижения процесса армяно-азербайджанской нормализации, решения всех стоящих на повестке дня вопросов, «включая обеспечение прав и безопасности населения Нагорного Карабаха, исключительно мирными политико-дипломатическими методами».
В Москве решили не оставлять без внимания даже заявление азербайджанского депутата о «ненадежной и кровожадной» России. На антироссийские выпады резко отреагировал замглавы МИД России Георгий Карасин, хотя раньше Москва, как правило, хотя бы публично не обращала внимание на них.
В целом как заявление МИД России, которое практически повторяет позицию, изложенную в предыдущем заявлении российского Министерства иностранных дел (которым недоволен Азербайджан), так и реакция Карасина на слова азербайджанского депутата, многие расценили как неприкрытый упрек в адрес Баку, чтобы там сменили тон обращения к Москве.