28.03.2024
prev Предыдущие новости

Новости партнеров

Армения-Иран: чего ждать от «постсанкционного» визита Хасана Роухани?

Иранское агентство «Фарс» накануне сообщило, что президент ИРИ Хасан Роухани в течение следующей недели посетит Армению. Спустя некоторое время после публикации, издание внесло некоторое уточнение в данную информацию, заменив «следующую неделю» на «ближайшее время». Вполне очевидно, что сроки визита пока в стадии уточнения и сверки, и подобная неопределенность вполне вписывается в стиль информационной и дипломатической работы иранской стороны.

Как бы то ни было, визит Хасана Роухани в Армению обещает быть весьма знаковым, во-первых потому, что с момента избрания на пост президента Роухани ни разу не был Армении, во вторых, по той причине, что последним из иранских лидеров Армению посещал предшественник Роухани – Махмуд Ахмадинежад в теперь уже далеком 2011 году.

А первый визит Ахмадинежада в 2007 г. был «омрачен» небольшим дипломатическим казусом. Анонсированный трехдневный визит Ахмадинежада в итоге был сокращен до однодневного, и как писала армянская пресса, причиной тому было вмешательство американской стороны, оказавшей некоторое давление на власти Армении. Возможно, в разгар американо-иранского противостояния из-за ядерной программы Тегерана, Вашингтону было не по душе чрезмерное сближение Армении и Ирана. А запланированный в 2011 г. второй визит иранского лидера был изначально отложен. С тех пор, однако, много воды утекло, Иран де-факто вышел из-под режима санкций, и шансов на укрепление диалога между Арменией и ИРИ куда больше.

В этом смысле Ереван и Тегеран за последние годы добились немалых успехов. Среди этих достижений можно указать отмену визового режима, не менее важно также строительство третьей высоковольтной ЛЭП Армения-Иран. Актуальной темой для переговоров является и создание транспортного коридора, связывающего Персидский залив с Черным морем, через территорию Армении. А в начале ноября Ереван и Тегеран парафировали меморандум о взаимопонимании по купле, продаже и транзиту иранского газа по территории Армении.

Необходимость в покупке и продаже иранского газа возникла после того, как была достигнута договоренность о поставке определенного количества этого газа в Грузию. Учитывая то обстоятельство, что это было невозможно осуществить в рамках действующей между Ереваном и Тегераном бартерной схемы "газ в обмен на электроэнергию", несколько месяцев назад правительство Армении решило основать государственную компанию «Энергоимпэкс», которой были предоставлены права на покупку газа у Ирана и ее продажу. Вышеупомянутый меморандум и был парафирован между "Энергоимпэкс" и иранской национальной компанией по экспорту газа. В ближайшее время меморандум будет представлен на подписание.

В контексте вышеизложенного, как заявил известный эксперт по Ирану, завкафедрой иранистики факультета востоковедения ЕГУ Вардан Восканян, визит Роухани в Армению можно охарактеризовать как итоговый, в плане как завершения его президентского срока, так и снятия западных санкций и последующих процессов в армяно-иранских отношениях. «Президенты сверят часы по всем этим ключевым направлениям сотрудничества, подведут некоторые промежуточные итоги. Думаю, что будут намечены также дальнейшие направления взаимодействия на ближайшие несколько лет», - отметил Восканян в интервью VERELQ.

По мнению ираниста, на данном этапе приоритетной является именно экономическая повестка в силу того, что политический диалог между странами достиг небывало высокого уровня, и каких-либо проблемных точек в политической плоскости нет.

Восканян отмечает, что региональную политику Исламской республики характеризует сбалансированный подход в отношениях с соседями, в частности – Арменией и Азербайджаном. Но с небольшим креном в сторону Армении, несмотря на то, что в Азербайджане Роухани уже побывал дважды. В Баку Роухани последний раз побывал в августе текущего года. «Но если августовский визит Роухани в Баку на трехстороннюю встречу с лидерами Азербайджана и России широко использовался апшеронскими властями для пропагандистского эффекта, то информационные и дипломатические «сигналы», поступающие с иранской стороны, были куда более сдержанными», - констатирует иранист.

Говоря о транспортно-коммуникационном сотрудничестве, Восканян заметил, что в качестве коридора для выхода на российский и европейский рынки Тегеран рассматривает в равной степени как армянское направление, так и азербайджанское.

Отметим, что в случае с Арменией, однако, продолжает висеть в воздухе широко разрекламированный проект строительства железной дороги в Иран. Тегеран согласен профинансировать свой участок дороги протяженностью в 80 км. Средства для строительства остального, собственно армянского отрезка, а это около 250 км, должен привлечь Ереван. Однако денег этих пока нет, и судя по риторике армянских властей, идею строительства положили под сукно.

Вместе с тем, проблематичным остается и строительство ж/д Иран-Азербайджан. Ранее Баку заявлял о том, что намерен выделить Ирану кредит в $500 млн для строительства иранского участка дороги Казвин-Решт-Астара. Средства эти, однако, еще не легли на иранские счета. В этом контексте Восканян заметил, что если в случае с Ар менией Иран готов профинансировать свой участок дороги, то в переговорах с Азербайджаном заявлений о такой готовности нет, и стороны намерены решить этот вопрос привлечением азербайджанских кредитных средств. «В переводе с дипломатического языка это означает, что армянское направление куда важнее», - полагает иранист.

По словам эксперта, при выстраивании экономических отношений с Ираном надо также учесть, что хотя республика вышла из-под санкционного режима, в действительности все обстоит иначе. Заметного улучшения банковской системы, внутренней экономической жизни в Иране пока не наблюдается. И де-факто пока существует множество препятствий для развития основных сфер иранской экономики, привлечения иностранного капитала. Многое в этом смысле зависит от поведения новой администрации США, да и итогов предстоящих выборов в самом Иране, которые пройдут уже в следующем году.

Подготовил Ашот Сафарян