В Москве завершила свою работу международная конференция “Потсдамские встречи”, организованная Фондом поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова и Германо-Российским форумом.
В ходе "Потсдамских встреч" 30 высокопоставленных представителей России и Германии обсудили российско-немецкие отношения, общность и различия во взглядах России и Запада, “Восточное партнерство”, ситуацию на Ближнем Востоке и на Украине.
Россия и ЕС не готовы к уступкам
Конференцию посетил министр иностранных дел России
Сергей Лавров, который в течение почти двух часов отвечал на вопросы участников. И если сами участники конференции из двух стран были более настроены на диалог и нормализацию двусторонних отношений, то, судя по речам министра и посла Германии в РФ, стороны не готовы идти на уступки и намерены продолжать нынешний курс.
Посол Германии
Рюдигер фон Фрич в очередной раз представил традиционный “набор грехов” Москвы, в частности поддержку режима Башара Асада и ограничение деятельности правозащитных организаций в России.
В свою очередь Лавров традиционно обвинил Запад в том, что он не хочет равноправного сотрудничества с Россией, игнорирует все российские попытки наладить диалог и нормализовать отношения. Глава российской дипломатии также заявил о стремлении Запада изолировать Россию и сохранить разделительные линии в Европе. "История не раз показывала, что попытки изолировать Россию неизменно приводили к тяжелым последствиям для всего континента, - отметил глава российского дипведомства. - В то время как активное вовлечение нашей страны в его дела сопровождалось длительными периодами его стабильности", - заметил Лавров.
В выступлении министра и других российских участников было заметно, что они не очень верят в способность стран ЕС осуществлять независимую от США политику. И Лавров прямо заявил, что политическая роль Европы за последние годы снизилась.
Из речи же немецкого дипломата вытекало, что официальный Берлин (а значит и ЕС) намерен продолжать свою жесткую линию в отношениях с Москвой. А министр четко обозначил позицию России - готовность к диалогу, но без каких либо односторонних уступок. И резонно заметил, что раз вопрос снятия санкций сначала увязывается с выполнением Минских соглашений, а сейчас уже и ситуацией в Сирии, притом что игнорируется саботаж Минских соглашений со стороны официального Киева, значит ситуация на Донбассе - лишь повод для подобной антироссийской политики.
Между Москвой и Брюсселем
С учетом всего этого стало понятно, что вряд ли стоит ожидать нормализации отношений между Россией и ЕС в ближайшее время. И если год назад во время “Потсдамских встреч” в Москве участники были более осторожны в терминах, то сейчас представители и России, и Германии, очень часто говорили о новой “холодной войне” в Европе.
На этом фоне встает вопрос, как ухудшение отношений между Западом и Россией скажется на тех членах Восточного партнерства, например той же Армении, которая является союзником России по ОДКБ и Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Особенно учитывая то обстоятельство, что Армения продолжает переговоры с ЕС по вопросу подписания нового рамочного соглашения, которое во многом будет включать в себя политическую часть Соглашения об ассоциации.
В этой связи интересно было мнение известного немецкого политика, главы Германо-российского форума, бывшего лидера Социал-демократической партии Германии (СДПГ) и экс-премьера федеральной земли Бранденбург
Маттиаса Платцека о будущем Восточного партнёрства. “Это было частью нашей дискуссии сегодня. Мы говорили об этом, что произойдёт с конфигурацией Восточного партнерства. Очевидно, требуются новая перенастройка этого проекта со стороны Европейского союза. В ходе этой перенастройки надо учитывать, что Восточное партнерство нельзя понимать как попытку ограничить эти страны от других, изолировать их от других, разорвать их связи с другими. Появился новый аспект, мы хотим включить в этот проект и новые соседние страны. Я имею виду и Россию тоже. Мы хотим их включить их в дискурс формирования этого партнерства, чтобы у них не возникало ощущения, что будет построена новая стена, просто чуть дальше. Это процесс, который принесет выгоду всем сторонам и который имеет смысл для всех сторон", - заявил Платцек, отвечая на вопрос корреспондента
VERELQ.
Он также добавил, европейские политики признали ряд своих ошибок, поняли, что какие-то вещи в рамках Восточного партнерства работали не так, как европейская сторона представляла себе и ожидала. "Слово партнерство не подразумевает выстраивание стен и границ. Однако это можно понять неправильно, что и произошло в прошлом”,- заметил Платцек.
Москва не против , если…
Комментируя отношение России к Восточному партнерству, директор Института Европы РАН
Алексей Громыко напомнил, что когда создавалась программа, в Москве собрались российские эксперты на “мозговой штурм”. И часть из них высказала обеспокоенность проектом. Обеспокоенность тем, что Россия не была приглашена на него, как равноправный член. А другая часть экспертов говорила, что страшного ничего нет, и вряд ли с помощью этого инструмента можно испортить отношения между Россией и ЕС.
“Проблема не в самом инструменте Восточного партнерства, а в том, что ряд стан, которые стояли у истока проекта, Польша, Швеция, смогли внедрить в эту концепцию свое личное отношение, отношение части политической элиты к России. На мой взгляд, события на Украине продемонстрировали, что ВП не только не смогло предотвратить подобное развитие событий, но и сыграло в свою значимую роль в этих событиях”, - сказал он, отвечая на вопрос автора этих строк.
При этом он комментируя участие своих союзников, в частности Армении, в Восточном партнерстве, Громыко заметил, что Россия не воспринимает в штыки все то, что происходит в рамках Восточного партнерства. “Наоборот, мне представляется, что Россия рассматривает любые интеграционные, региональные, трансрегиональные организации очень спокойно и доброжелательно условии, что деятельность этих организаций и стан в них входящих не наносит ущерб национальным интересам России. Ее интересам экономическим в первую очередь, геополитическим, и безопасности”, - сказал он.
По его словам, если российские интересы учитываются , то для России только выгодно, что находящиеся рядом с ней или недалеко от нее страны могут развиваться, могут быть более благополучными и процветающими. “Но если ряд стран Восточного партнерства заявляют о том, что антироссийская политика - это их стратегия, то вы поймете всю ту озабоченность, которая присутствует в России по поводу того, как можно в целях геополитической конкуренции использовать с первого взгляда такие вполне достойные и перспективные проекты, как ВП”, - добавил Громыко.
Ожидая нового президента США
После завершения “Потсдамских встреч” стало известно имя нового президента США. И учитывая то, что именно благодаря давлению со стороны Вашингтона на европейские столицы удается сохранять санкции в отношении России, несмотря на резкое недовольство ряда стран ЕС, итоги выборов положительно восприняты в России.
Дональд Трамп в бытность кандидатом в президенты неоднократно говорил о своей готовности к сотрудничеству с Россией в борьбе с терроризмом и в других вопросах, что разительно отличалось от заявлений его соперницы
Хилари Клинтон. Которая обвиняла Россию в попытках повлиять на итоги выборов и подчеркивала, что намерена продолжить жесткую политику в отношении Москвы.
И возможное снижение накала противостояния между Западом и Россией после победы Трампа в интересах и Армении, заинтересованной в развитии отношений, как с Россией, так и с ЕС и США. Ведь армянские власти неоднократно подчеркивали, что желают сотрудничества со всеми странами и союзами в тех рамках, которые не нарушают обязательств Армении в ЕАЭС и ОДКБ.
Айк Халатян