29.09.2024
В регионе проводится пропагандистская спецоперация, запущенная Эрдоганом – мнение
prev Предыдущие новости

Действительно ли Армения отдаляется от России и сближается с НАТО?

Противоречия в армяно-российских отношениях, вызванные недовольством Еревана относительно пассивной реакции Москвы на агрессивные действия Баку, привели Армению к дрейфу в сторону Запада. Этот процесс в России считают специально задуманной стратегией армянских властей и их западных партнеров по смене союзника закавказской республики. С точки зрения же армянской стороны это вынужденная мера, направленная на компенсацию тех издержек в сфере безопасности, в которой оказалась страна из-за того, что не сработали гарантии безопасности, закрепленные в армяно-российских договорах.


За последние несколько дней произошли события, направленные на укрепление западного вектора Армении. Многие эксперты и аналитики в этом ключе рассматривают, например, информационные сливы о якобы военных закупках Армении у Франции и чередовавший эти события визит министра обороны Армении Сурена Папикяна в Париж по приглашению министра вооруженных сил Франции Себастьяна Лекорню. В то же время от однозначных оценок по возобновлению политического курса на интеграцию в западные структуры они воздерживаются.


По скудным по содержанию сообщениям пресс-службы Минобороны Армении сложно догадаться, какие именно вопросы обсуждали главы военных ведомств двух стран, но очередным визит Сурена Папикяна сложно назвать, особенно на фоне попыток Еревана диверсифицировать свое партнёрство в сфере безопасности. В этой связи полностью исключить версию военных закупок у Франции нельзя хотя бы судя по составу армянской делегации, в которую включен замминистра обороны Карен Брутян (ранее замминистра финансов) – чиновник, курирующий военные закупки.


В логику сближения с Западом укладывается и визит американской военной делегации в Ереван 21 июня во главе с бригадным генералом штата Канзас США Майклом Венерди. С ними уже обсуждали вопросы военной реформы, в чем действительно нуждается Армения после проигрыша в войне 2020 года и что планировалось сделать, но так и не было реализовано в сотрудничестве с российской стороной. Генштабы двух стран практически сразу после второй карабахской войны планировали перестроить армянскую армию по российской модели и российским лекалам. После сложностей российской армии на Украине и усиления трений с Москвой в Армении явно пересмотрели свои подходы и сфокусировались на западной модели реформ.


В связи с этим не случайно, что с представителями американской военной делегации армянские коллеги обсуждали “вопросы процесса подготовки профессионального сержантского состава”. Образно говоря, сержантский состав, который кстати составляет около 40% от общей численности ВС США, является одной из несущих стен НАТО-вских армий.


В целом дискуссии о дрейфе Еревана в сторону евро-атлантических структур участились практически сразу после смены власти в Армении в 2018 году. Тогда к власти под давлением улицы пришла политическая команда во главе с Николом Пашиняном, которая считалась прозападной силой, подвергала резкой критике политику России в отношении Армении и лоббировала усиление кооперации с ЕС. До войны 2020 года эти дискуссии скорее подпитывались тянущимся за Пашиняном и его командой шлейфом прозападного позиционирования в бытность оппозицией. Но они приобрели конкретные формы по диверсификации партнерства в сфере безопасности после второй карабахской войны 2020 года.


Тогда Армения неоднократно выражала свое недовольство тем, что Россия и другие союзники по линии ОДКБ не отреагировали на ее призыв о помощи так, как хотели бы этого в Ереване. А Ереван рассчитывал получить от союзников военно-политическую поддержку в противостоянии с Азербайджаном.


Хотя с тех пор тесные торгово-экономические отношения Армении с Россией демонстрируют динамику роста, а значение политических связей сложно переоценить, в последнее время Армения демонстрирует признаки отдаления от России и сближения с НАТО. Тем временем процесс сближения с НАТО и западными структурами в глазах Москвы получает совершенно новый геополитический окрас, особенно на фоне фактической заморозки Ереваном своего членства в ОДКБ и жесткой геополитической конфронтации России с Западом.


Все это в итоге привело к предложениям о скором выходе Армении из ОДКБ и желании Еревана сменить союзника, хотя армянские власти отрицают это, но и не исключают возможность выхода из курируемого Россией военно-политического блока.


«Если Армения де-юре примет решение о выходе из ОДКБ, то это произойдет после того, как Ереван зафиксирует, что ОДКБ ушла из Армении. Я бы не сказал, что вопрос снят с повестки дня, пока есть вопрос, который нужно обсудить, этот вопрос обсуждается, верно? Постоянно обсуждается, приедет мониторинговая группа в Армению или нет, почему она не приедет, мы прозрачно об этом говорим. Не исключаю, что Армения может принять решение о приостановлении или заморозке членства в ОДКБ», - сказал Никол Пашинян на пресс-конференции 22 мая.


Несмотря на эти признаки эксперт все же воздерживается от однозначных оценок насколько устойчива политика армянских властей по отдалению от России и сближению с НАТО. Армения рассматривает свои варианты и ищет пути диверсификации своего партнерства в сфере безопасности, но является ли это реальным дрейфом в сторону НАТО и ЕС, затруднился сказать председатель Ереванского пресс-клуба, аналитик Борис Навасардян.


Он вполне серьезным считает отдаление Армении от России, ибо Ереван недоволен политикой Москвы в регионе, но при этом эксперт не уверен, что это приведет армянское государство к существенному сближению с НАТО. «Я в этом сомневаюсь, ибо в НАТО серьезный вес имеет Турция и другие страны, которые поддерживают Анкару в отношении Южного Кавказа, нежели позицию Армении. В связи с этим о каком-то институциональном сближении Армении с НАТО говорить невозможно», - пояснил Борис Навасардян в беседе с VERELQ.


Не убеждает экспертов в обратном и решение Армении возобновить участие в военные учениях НАТО. При этом Ереван после длительной паузы и на фоне разногласий с Москвой решил участвовать сразу в двух учениях США, которые запланированы на территории Европы.


«Это не является реальным индикатором сближения Армении с НАТО. Если говорить об оружейных поставках, то Армения и раньше поставляла оружие из стран НАТО будучи членом ОДКБ. Мы сейчас видим другое, а это - заморозка членства Армении в ОДКБ. Армения сейчас в ОДКБ состоит чисто юридически, фактически ее там нет. И это происходит на фоне геополитического столкновения России с Западом», - сказал в беседе с VERELQ Сергей Мелконян, кандидат исторических наук, научный сотрудник APRI Армения.


О серьезном дрейфе Армении в сторону НАТО, по словам эксперта можно будет говорить, например, если Ереван отдаст предпочтение российской технике какую-то конкретную НАТО-вскую технику. «Или создание какой-то специальной, новой программы между НАТО и Арменией по сотрудничеству. Это могло бы служить индикатором для сближения Армении с НАТО. А пока мы имеем тренд на заморозку членства в ОДКБ и возобновление контактов с НАТО», - пояснил Мелконян.


Хотя один из ключевых членов НАТО – Франция, хотя бы публично поддерживает Армению в конфликте с Азербайджаном, но перейдет ли это в плоскость интенсивной кооперации в области безопасности, сказать сложно. «Опять же у меня серьезные сомнения. В любом случае та помощь, которую Армения может получить от таких стран, как Франция, она ни в коем случае не соизмерима с процессом интенсивного вооружения Азербайджана и не может способствовать преодолению того дисбаланса, который сложился в течение 10-летий», - резюмировал Борис Навасардян.