25.11.2024
Пашинян начал денацификацию Армении?
prev Предыдущие новости

Эксперт: из-за спешки укрепиться по всем фронтам Баку может пойти на эскалацию в Карабахе

Почему Баку не подписывает мирное соглашение с Арменией, несмотря на согласие Никола Пашиняна признать Арцах в составе Азербайджана? Чем чревато России подписание мирного соглашения под эгидой Запада? Может ли Баку пойти на новую крупную эскалацию?


На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил политолог Норайр Дунамалян.


Несмотря на согласие Никола Пашиняна признать Арцах в составе Азербайджана, что ранее было главным требованием Баку, мирное соглашение не подписывается. В чем причина?


Неверно будет утверждать, что Армения однозначно признала Арцах в качестве территории Азербайджана, поскольку мы на сегодняшний день имеем больше намеков и популистских высказываний со стороны премьер-министра Армении, чем реально закрепленных договоренностей. Руководство Армении избегает четких формулировок в вопросе Нагорного Карабаха (какие бы они не были), каждый раз оглядываясь на общественное мнение внутри Армении. То есть популизм работает и в рамках данного вопроса. Общественный дискурс все больше смещается скорее в сторону принятия текущей реальности как данности, а не условий, в которых возможна борьба.


С другой стороны, в повестке переговоров, несмотря на многочисленные уступки армянских властей, все еще остается вопрос о «правах и безопасности» жителей Нагорного Карабаха, что Азербайджан не может принять, исходя из своих максималистских позиций и стремления «дожать» руководство Армении до полного публичного и юридически оформленного отказа от защиты прав и интересов населения Арцаха со стороны Армении.


Неопределенная позиция Армении, в этом контексте, также способствует лояльному отношению мирового сообщества к действиям Азербайджана, что чревато ухудшением ситуации в регионе.


Под чьей эгидой будет подписано мирное соглашение— Запада или России?


Несмотря на усилия США и ЕС стать посредниками в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта, Россия сохраняет свои позиции на Южном Кавказе, и заключение мирного договора без учета интересов РФ на данный момент довольно проблематично. У РФ есть много возможностей переиграть ситуацию в свою пользу в случае достижения окончательных договоренностей. К тому же проблема выбора площадки переговоров между Арменией и Азербайджаном становится частью сюжета конфронтации России с Западом, что может привести как к стабилизации ситуации в регионе при той или иной конфигурации, так и эскалации конфликта на Южном Кавказе. Поэтому говорить о подписании мирного соглашения преждевременно, или же такой договор может иметь очень короткую историю (по аналогии с Севрским соглашением или Александропольским договором).


Отдельно стоит отметить фактор Азербайджана и Турции, которые воспринимают ситуацию после 2020 г. как пространство неограниченных возможностей с точки зрения укрепления своих позиций в регионе и мире в целом. Азербайджан не подпишет мирный договор, пока есть хотя бы ничтожная возможность получить новую уступку от Армении. К тому же остается большое количество вопросов, связанных с делимитацией и демаркацией, отводом войск от границ, возвратом армянских пленных и т.д., которые были актуальны после 2020 г., но сегодня их публично почти не обсуждают.


Чем чревато России подписание мирного соглашения под эгидой Запада?


Если все же договор будет подписан под эгидой Запада, то это можно будет трактовать как симптом среднесрочного ослабление влияния России в регионе. Несмотря на то, что многие российские эксперты отмечают, что Южный Кавказ для безопасности РФ не имеет приоритетного значения, на фоне войны на Украине и ухудшения отношений с ЕС Закавказье и Центральная Азия становятся для России «окном» в Азию. Доминирование США и ЕС в Южно-кавказском регионе и возможная «нейтрализация» Ирана приведет к тому, что Россия, хочет она этого или нет, станет играть по правилам западных стран, Турции, а возможно даже и Азербайджана.


Поэтому рассматривать урегулирование армяно-азербайджанского конфликта в отрыве от мировых процессов, а также принижать приоритетность тех или иных регионов в сложившихся обстоятельствах, может быть губительным, прежде всего для России.


С чем связана нынешняя напряжённость на армяно-азербайджанской границе и в Арцахе? Может ли Баку пойти на новую крупную эскалацию?


Азербайджан не стесняется говорить об эффективности силового метода воздействия на армянскую сторону и продолжает применять тактику «двойного решения», ведя переговоры и сохраняя напряженность на границах.


Текущая напряженность касается стремления Азербайджана насколько возможно быстрее решить вопросы с Арцахом и Арменией вообще, укрепив свои позиции в регионе на фоне новых вызовов и переместить возможный театр будущих военных действий в регионе на большее расстояние от своих границ. Именно из-за спешки укрепиться по всем фронтам руководство Азербайджана может пойти на крупную эскалацию в Нагорном Карабахе и на границе с Арменией. Азербайджан использует в качестве повода для этнической чистки публичные заявления армянского руководства о готовности признать территориальную целостность Азербайджана. На оправдание очередной азербайджанской агрессии также направлена постоянная дезинформация Минобороны Азербайджана о стрельбе со стороны Сил Обороны Арцаха.


Стоит также заметить, что в рамках армяно-азербайджанского конфликта сформировался некоторый консенсус между ведущими державами, где Азербайджан, который стремится к вытеснению армян из Нагорного Карабаха и оккупации территорий Армении, воспринимается как более предсказуемый и надежный партнер, чем мечущаяся между различными полюсами Армения, которая на данный момент не может предложить какой-либо значимой геополитической повестки.


Айк Халатян