Заявление премьер-министра Армении Никола Пашиняна о готовности признать Нагорно-Карабахскую Республику частью Азербайджана и его недавние нападки на национальные символы (гимн, герб и гора Арарат), довольно болезненно воспринимаются армянским обществом.
Слова Никола Пашияна о готовности признать территориальную целостность Азербайджана вместе с Арцахом и о том, что герб страны, в центре которого изображена гора Арарат, «не имеет ничего общего» с сегодняшней Арменией, многие восприняли как сигнал к изменению национальной идентичности. Ведь борьба за Арцах определила историю и политическую самобытность современной Армении после распада СССР.
«Восприятие международного сообщества все больше склоняется к формуле, что Армения и Азербайджан должны безоговорочно признать территориальную целостность друг друга, 29 800 кв. км и 86 600 кв. км соответственно. Мы согласны с этой логикой и [мы] ведем переговоры по этой логике», - заявил Пашинян в ходе четырех с половиной часовой пресс-конференции 22 мая, при этом добавив, что «в эти 86 600 квадратных километров входит и Нагорный Карабах».
В армянской политической реальности впервые лидер страны так четко и недвусмысленно заявил, что рассматривает Арцах в составе Азербайджана. Тем самым он фактически исполнил требование Баку, который уже 30 лет добивается установления своего контроля над Нагорным Карабахом, который получил де-факто независимость после того, как армянские силы в 1994 году выиграли войну.
Хотя суверенитет НКР не был признан международным сообществом, но связь Армении с Нагорным Карабахом была весьма прочной и глубокой. Она включена в Преамбулу Декларации о независимости Армении, и признание ее частью Азербайджана, скорее всего, потребует внесения в нее поправок. Такую возможность не исключил премьер-министр Армении.
Хотя заявление премьер-министра, несомненно, вызвало гнев, однако дальше злобных дебатов в социальных сетях, резких заявлений из Степанакерта дело не пошло.
После того, как армянский премьер «переварил» эту бурю в стакане воды, он прицелился на другой символ страны, на сей раз связанный с Турцией. Премьер Никол Пашинян назвал неактуальным герб Армении с горой Арарат и раскритиковал гимн.
Современный герб Армении, заявил премьер Никол Пашинян на заседании Национального собрания 15 июня, не отражает психологию народа и не имеет отношения к основанному в 1991 году государству. Пашинян довольно детально «разобрал» символы на гербе, но многие заметили то, что целью его «визуального анализа» была гора Арарат, перешедшая от Армянской ССР к Турции по Московскому и Карсскому договорам 1921 года.
«Глядя в центр, можно увидеть Ноев ковчег на горе Арарат и нынешнюю территорию Республики Армения, которая находится под водой», - сказал Пашинян, добавив, что «эта проблема, которую мы обсуждаем, на самом деле касается двойственности, и она есть в каждом из нас».
После скандального заявления Пашиняна один из депутатов правящей власти Азербайджана заявил, что «Армения должна пересмотреть герб и убрать изображение горы Арарат».
В команде Никола Пашиняна не отрицают, что заявления и действия армянского премьера и властей в целом преследуют конкретную цель, они направлены на изменение национальной идентичности.
«Это плохо, что новая идентичность формируется таким болезненным путем. Но в настоящее время формируется более реалистичная идентичность, в ней мы должны понять четко наше место в регионе, понять реальные пределы наших возможностей», - сказал в беседе со СМИ посол по особым поручениям Армении Эдмон Марукян.
И этот процесс, который некоторые эксперты, хоть и шепотом, но называют «денацификацией», уже начался в Армении и процесс набирает обороты.
Политики из правящей партии «Гражданский договор» периодически проводят закрытые встречи с различными представителями общественности в Ереване и областях и обсуждают с ними возможное заключение мирного договора с Азербайджаном, вопрос признания Арцаха в составе Азербайджана. Они пытаются убедить общество в верности политического курса правительства Никола Пашиняна по заключению мирного соглашения с Азербайджаном даже посредством болезненных уступок», - сказал источник VERELQ в партии власти.
Депутат фракции крупнейшего оппозиционного блока «Армения» Арцвик Минасян назвал действия властей «специально продуманной политикой», направленной «на уничтожение институциональной памяти армянского народа». «Возможно, что власти выполняют указания из конкретных мест», - допустил Арцвик Минасян в беседе с порталом faсtor.am.
Депутат парламента от оппозиционного блока «Честь имею» Тигран Абраамян считает реальной целью указанных скандальных заявлений властей оправдать территориальные потери как во время второй карабахской войны 2020 года, когда под контроль Азербайджана перешла большая часть территории Нагорного Карабаха, так и в ходе послевоенных обострений на армяно-азербайджанской границе.
«Такими заявлениями власти пытаются легитимизировать указанные потери. Это четкая политическая линия, нацеленная на то, что посредством уступок и исполнения требований Баку можно достичь мира, - сказал в беседе с VERELQ Тигран Абраамян, назвав данный подход неверным. – Практика показывает, что уступки не только не открывают возможности для установления мира в регионе, но и разгоняют аппетит Азербайджана, чьи требования к Армении лишь растут».
Все же заключить мир, тем более на условиях Баку, Николу Пашиняну и его команде будет весьма затруднительно, ибо их социологические «тылы» слабеют.
Проведенный в марте 2023 года опрос Международного республиканского института (IRI) демонстрирует «карабахская повестка» властей не находит поддержку среди населения. В этом вопросе респонденты социологического исследования настроены более скептически. Согласно опросу, 2% считают, что «карабахская политика» Никола Пашиняна в последнее время сильно улучшилась, 8% - что улучшилась незначительно, 18% считают, что она не изменилась, 16% - что она несколько ухудшилась и 53% - что сильно ухудшилась. Лишь 4% не имеют выраженного мнения. Иными словами, 69% выступают против переговоров, которые власти ведут по карабахскому урегулированию. Поддерживают их лишь 12% опрошенных.
Хотя тема признания НКР в составе Азербайджана, насколько бы сложно было это представить, хоть и крайне непопулярна, но стала обсуждаемой в Армении. Эксперты практически уверены, что говорить об изменении армянской политической идентичности рано.
Этнограф Арсен Акопян уверен, что Пашиняну не удастся изменить политическую идентичность армянского общества, в которой центральное место занимает «борьба за Арцах». «За 70 лет это не удалось сделать даже СССР, а уже тем более не удастся этим властям. Ведь вопрос Арцаха в армянской идентичности глубже и шире, чем устремление одной политической силы, хоть и правящей», - считает эксперт.