Нынешние процессы в регионе – это серьезный тест и для России на Кавказе, и для армяно-российских отношений. Об этом сегодня, 26 января, в ходе телемоста «Актуальные вопросы российско-армянского стратегического союза» заявил ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД РФ Сергей Маркедонов.
«В прошлом году появилось множество факторов, которые оказали влияние непосредственно на российско-армянские отношения, и на кавказский регион в целом», - заявил Маркедонов. По его словам, до 2022 года проблема Нагорного Карабаха была единственной уникальной точкой на постсоветском пространстве, где Россия и Запад хоть как-то кооперировали. Это происходило потому, считает он, что этот конфликт не рассматривался в контексте расширения НАТО, а Запад не расценивал его как случай «российского ревизионизма». «Этому взаимодействию пришел конец. С апреля 2022 года Минская группа перестала работать, как формат. И появилась дополнительная линия конкуренции», - заявил он, добавив, что эта линия добавилась к противоречиям, существующим между Азербайджаном и Арменией, а также между Азербайджаном и Нагорным Карабахом.
Он отметил, что еще в конце 2021 года глава ЕС Шарль Мишель неоднократно созванивался с президентом РФ Владимиром Путиным для уточнения позиций по Карабаху. Сейчас это стало невозможным. Более того, в принимаемых ЕС документах не говорится ни слова об усилиях РФ по части миротворческой миссии, процесса делимитации и демаркации. «И конечно мы видим серьезные попытки направленные, может и косвенно, но противопоставить Армении Россию, дискредитировать работу РМК», - заявил Маркедонов.
В 2022 году были попытки изменить новый статус-кво, который сложился в армяно-азербайджанском противостоянии после 2020 года. Эти попытки были направлены на то, чтобы «сделать неоднозначные итоги второй карабахской войны более плоскими и более однозначными». «Россия, будучи занята специальной военной операцией и конфронтацией с Западом, а также будучи в условиях санкций Запада в определенной степени зависима и от Турции и Азербайджана, не хочет дополнительных проблем и вынуждена реагировать мягко», - заявил он. На этом фоне, продолжил Маркедонов, в армянском обществе и политикуме появляются завышенные ожидания от других стран, таких как Франция.