Сюник будет оставаться в центре интересов многих стран, и удержать его будет довольно сложно. Об этом заявил политолог Сурен Саркисян.
«Важность Сюника и интерес к краю возник не сегодня. План Гобла, который по большому счету стал результатом турецкого лоббинга, был следствием именно этого интереса. Анкара пыталась заинтересовать в этом проекте Запад, указывая на то, что наличие коридора через Сюник снизит зависимость Европы от российских энергоресурсов, вводя в зависимость от Турции, которая тогда считалась стратегическим союзником США в регионе. С этой точки зрения Сюник, соответственно, был важен и России. Поэтому российский министр обороны приехал в Армению, сделал заявления… словом этот проект был временно закрыт», - заявил Саркисян в эфире Conceptual Platform.
В создавшихся условиях, важность Сюника еще больше возросла, однако в США предпочитают о коридоре через Сюник не говорить. «Сюник важен для США и Израиля, поскольку является приграничной с Ираном территорией. Тем не менее, Соединенные штаты отказываются от идеи коридора, поскольку, согласно трехстороннему заявлению, он будет контролироваться Россией. Сейчас для США более важно вытеснить Россию из региона, а не создавать дополнительную возможность и территорию дислокации российский войск», - считает эксперт.
Наличие коридора через Сюник, считает он, было бы выгодно США, если бы создавало дополнительные препятствия для Ирана, а при наличии там российских военных эта цель также не достигается. Также и Россия, она будет выступать за коридор лишь в том случае, если сама будет гарантом безопасности, в обратном случае Москве этот коридор также не нужен.
В условиях, если Сюнику будет грозить судьба оказаться под контролем Турции или Азербайджана, в игру вступит Иран, который гипотетически может попытаться взять Сюник под свой контроль. «Как минимум, такой вопрос может возникнуть. Поскольку помимо всего прочего, этот край является единственной сухопутной границей Ирана с ЕАЭС», - заявил Саркисян.
Таким образом, резюмировал он, потеря Сюника опасна не только для армянской стороны, поскольку в этом случае государственность Армении может оказаться под вопросом, но и для многих стран региона. «Это приведет к серьезным геополитическим изменениям, к которым мало кто готов в регионе», - заявил он.