Столкновение интересов внешних сил создает условия и возможности возникновения новых кровопролитных войн. Об этом заявил кандидат исторических наук, экс-директор Музея-института Геноцида армян Айк Демоян.
«Сегодня, к примеру, противостояние Германии и Франции не преодолено на 100%, но доведено до контролируемого уровня. Для этого использовались различные механизмы: обсуждение консенсуса между элитами, система образования, идея «проживания под общей крышей», когда есть общий союз, общий флаг, общая валюта, нет границ. Это способствует формированию психологического восприятия единого пространства», - заявил Демоян в эфире программы A-politic.
В тех регионах, где есть разногласия и базирующаяся на исторической памяти нетерпимость «тектонические плиты взаимной ненависти периодически сталкиваются», приводя войнам и этническим чисткам. Столкновению этих «тектонических плит» зачастую способствует столкновение интересов внешних сил. «Взять к примеру ситуацию в Руанде или Боснии, когда ООН не сумела ничего сделать, потому что были интересы. То есть столкновение интересов внешних сил позволяет вспышке тлеющих конфликтов», - заявил он, добавив, что зачастую для обеспечения этой вспышки используются «примитивные механизмы и риторика, такие как «если мы не нападем, нападут на нас»».
Наряду с примитивной риторикой для формирования образа врага сегодня стали использоваться и новые технологии. «Сегодня мы можем в онлайн-режиме отслеживать войну, видеть ее своими глазами. Мы можем видеть, как в человека бросают гранату, как кто-то сгорает заживо в танке. Все это не проходит бесследно. Все мы, хотим того или нет, приучаемся к этому визуальному материалу, мы приспосабливаемся к этой реальности, она становится для нас естественной. Это главная и пока неосознанная угроза», - заявил Демоян.
Он обратил внимание на то обстоятельство, что и в Руанде, и в Боснии геноциадальные действия проводились с значительно большим энтузиазмом и активностью в тех районах этих стран, где были доступны медиа-ресурсы, сеющие ненависть. Эти случаи были отнюдь не единственными, когда технологический прогресс использовался во зло, та же ситуация наблюдается и сегодня с использованием социальных сетей.
«Распространение ненависти и брани в социальных медиа, к примеру, в Армении достигает ужасающих масштабов. Контролировать это невозможно, механизмы призвания к ответственности не действуют. Сами по себе социальные медиа не несут ответственности, они лишь предоставляют возможность общения. Тут большую роль играет скопившаяся в отдельных лицах и общественных группах отрицательная энергия, которая извергается посредством социальных медиа», - заявил он.