Премьер-министр Армении Никол Пашинян принял в пятницу, 16 декабря, главу секретной разведывательной службы Великобритании (МИ-6) Ричарда Мура, сообщила пресс-служба главы армянского правительства.
«Собеседники обсудили вопросы, связанные с процессами, происходящими в регионе Южного Кавказа. Также были затронуты темы, касающиеся региональной и международной безопасности», — говорилось в официальном пресс-релизе.
Примечательно, что за несколько дней до этого — 12 декабря, с Муром в Британии встречался секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян. Они, согласно пресс-службе Совбеза, «обсудили перспективы армяно-британского сотрудничества в сфере безопасности».
Переговоры Пашиняна с главой британской разведки примечательны как с точки зрения личности самого Мура, так и в контексте исторических отношений армянского народа с Великобританией и интересов Лондона в регионе.
Про личность Мура — бывшего британского посла в Турции, друга Реджепа Тайипа Эрдогана и болельщика «Бешикташа», много писали иностранные и армянские СМИ. Случайно или нет, но 44-дневная война началась вскоре после назначения Мура на должность главы британской разведки, а уже 11 ноября 2020 года, через два дня после завершения боевых действий, он в Анкаре обсудил с пресс-секретарем турецкого президента Ибрагимом Калыном (один из самых приближенных к Эрдогану лиц) «последние события в Нагорном Карабахе и Ливии».
44-дневная война 2020 года запомнилась и тем, что сопредседателям Минской группы ОБСЕ не удалось принять в Совбезе ООН резолюцию с требованием незамедлительного прекращения огня и осуждением вмешательства в войну третьих стран и присутствия боевиков из других стран в зоне конфликта. «Речь шла о необходимости незамедлительного прекращения огня, недопустимости вмешательства третьих стран и присутствия боевиков. И представьте, я называть не буду, но нашлась страна, постоянный член Совета безопасности ООН, которая, по сути, сорвала это. В результате мы выслушали непонятные формулировки всего лишь с призывом к прекращению огня», — сообщил 5 ноября 2020 года в парламенте замминистра иностранных дел Шаварш Кочарян.
Учитывая, что сопредседателями Минской группы ОБСЕ являются три постоянных члена Совбеза ООН (США, Россия и Франция), этой страной могла быть или Великобритания, имеющая тесные связи с Азербайджаном и Турцией, или Китай, который держится отстраненно от конфликтов на Южном Кавказе.
К слову, 44-дневная война запомнилась и тем, что армянские власти так и не нанесли удары по нефтепроводам и газопроводам Азербайджана. В дни войны в интервью индийскому телеканалу WION президент Армении Армен Саркисян заявил: «Здесь никто не представляет угрозы для поставок нефти. Повторюсь, если бы армяне Нагорного Карабаха хотели бы стрелять по газопроводу, то сделали бы это 20 лет назад, когда тот строился. Если бы мы это сделали в то время - не позволили бы Азербайджану заработать миллиарды долларов, благодаря чему они приобретают оружие, которым сегодня стреляют в армян. Мы это не сделали тогда, значит и сейчас не сделаем. Думаю, что международные энергетические рынки не должны быть обеспокоены этим вопросом. Они должны думать о Турции, которая контролирует газопроводы».
Столь странная забота о стратегической инфраструктуре Азербайджана в дни войны со стороны тесно связанного с Великобританией Армена Саркисяна (он долгие годы был там послом Армении, занимался бизнесом, консультировал крупнейшие мировые компании, в частности British Petroleum -bp, и наладил хорошие отношения с королевской семьей) и в целом властей Армении (а также некоторых прозападных псевдооппозиционеров) становится понятной, когда вспоминаешь, кто является главным инвестором в добычу нефти и газа в Азербайджане и ее экспорт в Европу. Это британская bp (до 2001 года British Petroleum). Именно она является крупнейшим инвестором в экономику Азербайджана и возглавляет реализацию крупных энергетических проектов в Азербайджане — морских нефтяных месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли» (АЧГ) и газоконденсатного «Шахдениз», обладает паевым участием в нефте- и газопроводах Баку-Тбилиси-Джейхан (оператор нефтепровода), Южно-Кавказский трубопровод, а также участвует с 20%-ной долей в консорциуме Южного газового коридора (ЮГК).
Как сообщил в ходе Бакинского энергетического форума в июне этого года исполнительный вице-президент bp по добыче и операциям Гордон Биррелл, за годы деятельности в Азербайджане компания инвестировала в экономику страны $84 млрд. И не случайно президент Азербайджана Ильхам Алиев в мае прошлого года на встрече с министром экспорта Великобритании Грэхэмом Стюартом заявил: «ВР является нашим стратегическим партнером в течение 30 лет и как минимум на протяжении еще 30 лет будет им оставаться, потому что имеются новые перспективы, подписаны новые контракты».
Именно благодаря инвестициям bp Великобритания является крупнейшим инвестором в экономику Азербайджана, как в целом, так и в 2022 году. Так, прямые инвестиции Великобритании в азербайджанскую экономику с января по сентябрь этого года составили $1,2 млрд. С большим отрывом опережая Турцию ($751,6 млн) и Кипр с его офшорами ($618,4 млн). Лишь на четвертом месте Россия с $377,6 млн.
При этом даже в последнем обострении ситуации вокруг Арцаха, из-за блокады Азербайджаном Лачинского коридора, есть британский след. Так сайт Civilnet опубликовал расследование, в котором рассказывает, что на рудники Арцаха, которыми так резко обеспокоились азербайджанские «экологи», претендует британская компания Anglo Asian Mining Company. Именно ей азербайджанские власти в обмен на $3 млрд передали в управление ряд шахт, в том числе принадлежащий армянской компании Base Metal медно-молибденовый рудник Кашен, расположенный в Мартакертском районе Арцаха. Эта же британская компания при поддержке властей Азербайджана должна заняться добычей золота на руднике Сотк на оккупированных территориях Арцаха.
Интересен и состав акционеров Anglo Asian Mining. Помимо имеющего тесные связи с властями Азербайджана уроженца Ирана Резы Вазири, которому принадлежит 28% акций компании, среди крупных акционеров (9,3%) глава администрации президента США Джорджа Буша-старшего и бывший губернатор штата Нью-Гэмпшир Джон Сунуну.
С учетом всего этого, интересно, что мог обсуждать премьер-министр Армении с главой британской разведки. Ведь даже если визит Мура был региональным, лишь официальный Ереван решил показательно опубликовать информацию о встрече, как это уже было с июльским визитом главы ЦРУ.
Понятно, что в своей региональной политике Лондон опирается на Азербайджан, с учетом как своих энергетических и бизнес-интересов, так и в рамках своей антироссийской политики. В СМИ регулярно появляется информация о попытке Британии создать новый «санитарный кордон» против России, где главная роль отводится Польше, Украине и Турции. Именно поэтому британцы поддерживают Турцию и Азербайджан в геополитической борьбе на Южном Кавказе и в Центральной Азии.
С учетом этого англичане не будут рисковать многомиллиардными вложениями в Азербайджан и своими политическими планами в регионе ради продвижения армянских интересов. Лондон сейчас будет пытаться закрыть карабахский вопрос (в интересах естественно Азербайджана и Турции), чтобы свести к минимуму влияние России (и Ирана тоже) в регионе. Интерес Великобритании и лично Мура в этой «партии» понятен, и скоро будет понятно, примет ли в ней участие Пашинян.
Лишь одно пока можно утверждать точно — игра против интересов России и Ирана на стороне Лондона ничего хорошего Армении не сулит. И вряд ли укрепит безопасность страны или поможет сохранить Арцах армянским.
Айк Халатян