29.09.2024
Восканян: Иран готовит операцию по отправке так называемого «коридора к черту»
prev Предыдущие новости

Сергей Маркедонов о том, возможен ли диалог между Баку и Степанакертом

Возможен ли диалог между Баку и Степанакертом? Ответ на этот вопрос, казалось бы, довольно прост.


Тему раскрывает ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов для телеграм-канала Bunin & Co.


"Президент Азербайджана Ильхам Алиев после завершения второй карабахской войны не раз озвучивал два принципиальных для его государства и для него лично тезиса. Во-первых, этнополитический конфликт с Арменией завершен, открыта новая страница в истории Кавказа. И, во-вторых, никакого особого статуса Нагорный Карабах не получит кроме полной и окончательной реинтеграции, как неотъемлемая часть единого Азербайджана.


Однако 17 ноября, принимая делегацию во главе со специальным посланником ЕС по проекту «Восточное партнерство» Дирком Шубелем, Ильхам Алиев констатировал, что готов «говорить с людьми, которые живут в Карабахе». При этом особо подчеркнул, что Ереван и другие внешние игроки не должны вмешивался в этот разговор главы Азербайджанской республики и его сограждан армянского происхождения.


В то же время президент Азербайджана весьма скептически оценил деятельность нового госминистра самопровозглашенной НКР Рубена Варданяна. По словам Алиева, известный предприниматель прибыл из России в Степанакерт (в Баку карабахскую столицу официально именуют Ханкенди) с «миллиардами в карманах, украденных у русского народа». Президент Азербайджана представил своего оппонента, как человека, присланного из Москвы с «очень четкой повесткой».


Между тем, эта история получила продолжение. Варданян ответил Ильхаму Алиеву в своем телеграм-канале. При этом сделал он это в несвойственной для армянского политикума манере. Он не стал прибегать к конфронтационной риторике и, прежде всего, поприветствовал стремление азербайджанского лидера «начать прямой диалог с Арцахом» (так в Ереване и Степанакерте принято называть Нагорный Карабах). Затем, выразив интерес к прямым переговорам при международном посредничестве, Варданян предложил «перейти к более конструктивной тональности и получить разъяснения по поводу «четкой повестки дня», которая, по мнению г-на Алиева», имеется у него.


Может ли эта полемика перерасти в некий содержательный диалог? Скажем честно, шансы невелики. Баку выиграл войну на поле боя. И не заинтересован в новой «заморозке конфликта», как это уже было до ноября 2020 года. Но в то же время, и Москва, и Брюссель с Вашингтоном подталкивают Азербайджан к диалогу с жителями Карабаха, даже если вопрос о его статусе и выносится за скобки. Именно эту возможность пытается использовать Варданян для того, чтобы сформировать и свою собственную субъектность, как политика, и оставить в повестке дня субъектность непризнанной республики. Он апеллирует к мировому сообществу и демонстративно (даже нарочито) вежлив в обращении к президенту Азербайджана. Шансы на то, что такая субъектность будет кем-то поддержана (и прежде всего, премьером Николом Пашиняном, опасающимся конкуренции на внутриармянском поле) мизерны. Но Варданян пытается при очевидной узости пространства для маневра, выжать из этой ситуации все возможное. Как минимум, перейти от реактивности к проактивности", - написал Сергей Маркедонов.