2.10.2024
Баку стартовал новый этап шантажа в отношении Армении - депутат
prev Предыдущие новости

Кризис в отношениях Баку и Тегерана: ждать ли военного противостояния?

Острая дипломатическая ссора между Баку и Тегераном, сопровождавшаяся вызовами послов в МИД двух стран, вряд ли перейдет в фазу открытого военно-политического противостояния, но и не вернется в русло добрососедства. В связи с этим напряжение в отношениях двух стран периодически будет давать о себе знать, и этого не изменят даже логистические проекты в формате «Север-юг» с участием России, Азербайджана и Ирана. Об этом заявил армянский иранист Гарик Мисакян, комментируя нынешнюю фазу резкого обострения азербайджано-иранских отношений.


То, что в понедельник, 14 ноября, официальный Тегеран довольно резко отреагировал на антииранские заявления, звучащие в Баку, Мисакян считает закономерным и ожидаемым.


«Проблемы между Ираном и Азербайджаном довольно глубокие, начиная с присутствия Израиля на территории Азербайджана, активизации Турции, что направлено против интересов Ирана, и заканчивая тем, что Иран весьма чувствительно реагирует на действия Азербайджана под покровительством Турции, направленные на поддержку сепаратистских настроений на севере Ирана, - сказал Мисакян в беседе с VERELQ. – Также для Ирана неприемлемы оказываемое азербайджанскими властями давление на религиозные меньшинства, и требования Баку по прокладке так называемого «Зангезурского коридора» через Сюникский регион Армении, что может стать угрозой для нормального функционирования армяно-иранской границы».


Дважды вызвали посла


В понедельник, 14 ноября, посол Азербайджана в Тегеране был вызван в МИД Ирана. Это второй раз за последнюю неделю. На сей раз Иран вручил Али Ализаде ноту протеста в связи с преступными действиями граждан Азербайджана на территории Исламской республики.


Иранский чиновник отметил, что послу Азербайджана были представлены доказательства и улики, связанные с преступными действиями целого ряда граждан Азербайджана на территории Ирана.


Напомним, азербайджанская пропагандистская машина вбросила информацию о якобы разоблачении в Азербайджане иранской шпионской сети.


Между тем, депутаты Меджлиса ИРИ, в том числе представители азербайджаноязычных провинций, 13 ноября раскритиковали недавние провокационные высказывания президента Азербайджана Ильхама Алиева.


Лидер Азербайджана Ильхам Алиев на 9-м саммите Организации тюркских государств (ОТГ) заявил, что его страна попытается добиться того, чтобы те, кто оказались волею судьбы за пределами Азербайджана, сохранили родной язык, традиции, культуру, были верны идеям азербайджанства.

Реакция Ирана на резкое заявление не заставила себя долго ждать. Официальный представитель МИД Ирана Насер Канани посоветовал Азербайджану не интерпретировать терпение Ирана как слабость.


«Молчание Ирана в отношении некоторых необдуманных заявлений или заявлений, вытекающих из просчетов, не означает слабость, а является результатом авторитетной политики Ирана и ответственного поведения мощной, большой страны. Иран не страдает от эмоционального поведения с ветрами и бризами.


Никто не должен интерпретировать терпение Ирана как слабость. Наша политика в отношениях с нашими соседями заключается в том, чтобы быть добрососедскими и поддерживать уважение и братские связи между Ираном и его соседями, особенно со страной и народом Азербайджана», - пояснил Канани.


В действиях и заявлениях азербайджанских политиков и СМИ Иран видит зарубежный след.


«Определенно, руки за пределами региона, чьи роль в отношениях между странами региона не была конструктивной, пытаются разрушить отношения Ирана с некоторыми соседями. Советуем странам региона не включаться в их игры», - заключил Канани.


Баку и “красные линии” Тегерана


Проблемы в отношениях Баку и Тегерана особенно после второй карабахской войны 2020 года постоянно накапливались, считает иранист Мисакян, добавив, что Иран оставил в стороне политику равноудаленности от Армении и Азербайджана. «Тегеран понимает, что при прокладке «Зангезурского коридора» с экстерриториальным статусом, чего добивается Азербайджан в отношениях с Арменией, под угрозой окажется не только граница с Арменией, но это также может стать стимулом для подогревания сепаратистских настроений на севере Ирана. То есть помимо проблем с коммуникациями, Иран тревожит усиление азербайджано-турецкого тандема на его северных границах, с вытекающими из этого последствиями», - пояснил Гарик Мисакян.


Как считает эксперт, резкое сопротивление Ирана открытию «Зангезурского коридора» объясняется геополитической значимостью данной коммуникации. «Это приведет к расширению влияния Турции, а также укреплению позиций присутствующего в Азербайджане Израиля», - отметил иранист.


Хотя Гарик Мисакян не ожидает, что существующие разногласия между Баку и Тегераном могут столкнуть лбами их военные машины, но и не думает, что отношения между странами вернутся в русло добрососедства. «Не думаю, что стоит ожидать какое-то серьезное военное обострение между Ираном и Азербайджаном. Во-первых, Иран всячески пытается держать периметры у своих границ стабильными. Во-вторых, Азербайджан тоже понимает, что столкновение с Ираном на поле боя будет иметь для него тяжёлые последствия», - отметил эксперт.


Между тем, с его точки зрения, Иран в своих действиях становится более инициативным. «Тегеран пытается поддержать сепаратистские силы, религиозно настроенные и лояльные Ирану массы в Азербайджане, - перечислил наш собеседник. – Помимо этого, Иран недвусмысленно намекает на зависимость Нахиджевана (азербайджанского эксклава) от Тегерана и параллельно поднимает проблемы, касающихся национальных меньшинств в Азербайджане, особенно талышей. В связи с этим не случайны аресты в Азербайджане, так называемых террористических групп, которые на самом деле могут быть агентами влияния Ирана там», - сказал Мисакян, добавив, что Тегеран и Баку после каждой фазы обострения в отношениях предпринимают меры по управлению указанными противоречиями. «Однако, эти острые противоречия не сглаживаются и не снимаются. Они еще дадут о себе знать в будущем», - заключил он.