Мир находится в активной фазе стремительных изменений и переустройств, уверен эксперт по внешней политике и безопасности Фонда «ЛУЙС» Дереник Хачатрян.
"Например, в недавно опубликованной стратегии национальной безопасности США в послании президента Байдена говорится: «Мы находимся на важном поворотном этапе мировой истории». В том же документе говорится, что «период после холодной войны окончательно завершился», а также красной линией проходит мысль о том, что следующее десятилетие будет решающим, которое окажет существенное влияние на дальнейший ход мировой истории.
- Мир вступил в стадию формирования новой биполярной системы. Думаю новый мировой порядок будет строится между биполярным и многополярным порядками, в виде жесткой регионализации, где между двумя большими полюсами будут меньшие (локальные, региональные) полюса, которые хоть и будут иметь определенное поле для маневра, но также им придется подстраиваться под тем или иным главным полюсом. Основная борьба между Китаем и США будет вестись в направлении ориентации этих «локальных полюсов» на свою сторону.
- В этом контексте из-за сложной ситуации, создавшейся на Украине, Россия будет постепенно закрываться от внешнего мира и попадет в огромную, в первую очередь, экономическую зависимость от Китая, формально став 3-м полюсом, но способствуя формированию нового биполярного миропорядка, где вокруг Российской Федерации будет формироваться так называемый «3-й мир» и где будет преобладать влияние Китая. Такие «3-й, 4-й... миры» могут образовываться и вокруг других региональных полюсов: Турции, Ирана, Индии, Бразилии и т. д., каждый из которых может примыкать к одному из двух основных полюсов.
- Поляризация мироустройства приводит к формированию новой геополитической «линии соприкосновения» конфликтующих сторон, и столкновения и конфликты на этой линии становятся неизбежными. Сегодня Украина находится в центре этой условной линии соприкосновения, но также очень близки к ней Южный Кавказ, Средняя Азия и Ближний Восток.
Насколько укладываются в эту логику действия де-факто властей Армении?
- Мы не пытаемся избежать разрушительной перспективы прямого столкновения сверхдержав в нашем регионе, наоборот, своими шагами мы приглашаем их организовать свою решающую геополитическую битву в самой Армении.
- Армяно-азербайджанская граница, где сталкиваются интересы не только Еревана и Баку, но и России, Турции, Ирана, даже Индии и Пакистана, Китая и коллективного Запада, благодаря нашим настойчивым усилиям, теперь интернационализирована, учитывая военное присутствие России и политическое присутствие ЕС.
- Мы пытаемся поступиться своими жизненно важными национальными и государственными интересами ради казалось бы «быстрых и легких» решений, пойти по пути односторонних и поспешных уступок, не понимая, что тем самым мы только ухудшим свои стартовые условия в грядущей катастрофе.
- Когда весь мир, в том числе и США - архитектор миропорядка после «холодной войны», отмечает в своей важнейшей стратегии крах этой самой системы и процесс формирования новой системы, мы по прежнему продолжаем строить нашу внутреннюю и внешнюю политику исходя из устаревшей логики. Наконец, следует осознать, что то, что было возможно для Грузии в 2000-х (пусть и ценой больших потерь, но не экзистенциальных), невозможно для Армении в 2020-х, и это понимают сегодня даже в Тбилиси.
Как 100 лет назад, так и сегодня мы мчимся против геополитических ветров, только на смену Севрскому договору пришла Брюссельская платформа, а на смену договоров Карса и Москвы, могут прийти договора условно Баку и Тегерана. Если 100 лет назад мы потеряли огромную часть нашей исторической родины в результате отсутствия государственного мышления и государственной зрелости, то сейчас перед нами стоит реальная угроза потери государства в целом, а также нашего исторического ареала в этом регионе", - написал Дереник Хачатрян.