Ни о каком мирном договоре не может идти речи. Пашинян ведет к новой капитуляции, которая подразумевает исключительно односторонние уступки за счет интересов Армении. А Россия не может позволить себе полномасштабно ввязаться в этот конфликт. Об этом в интервью VERELQ заявил глава департамента ближневосточных исследований аналитического центра ARDI Lab, эксперт РСМД, политолог Сергей Мелконян.
- Армения в очередной раз подверглась военной агрессии Азербайджана и судя по всему - продолжение будет на новых направлениях. В чем причина, что Баку перешел в атаку, тогда как власти Армении заверяют Азербайджан, что готовы к мирному договору?
- В том-то и дело, что Азербайджан не готов к мирному договору. О том, что это мирный договор, и это очень важно понимать, это их дискурс, а на самом деле это капитуляционный договор, не более того. Это вторая капитуляция, которая подразумевает исключительно односторонние уступки за счет интересов Армении. Так что никакой речи идти не может о мирном договоре.
А Баку перешел в атаку из-за того, что в их интересах задача минимум – это получение территориального коридора через суверенную территорию Республики Армения. А задача максимум – установление контроля над южными районами Армении, в первую очередь в Сюнике, Вайоц Дзоре и отчасти в Гегаркунике. Это и есть их долгосрочные планы и под это они уже готовят инфраструктуру – создают псевдогосударственные образования, такие, как «Зангезурская республика», выбирают своего президента, вице-президента, составляют списки беженцев, которые должны вернуться в Сюник и так далее. Это все происходит вместе с Турцией, под курацией Турции. Поэтому, учитывая их подобные интересы и долгосрочные планы в перспективе, говорить о том, что сейчас готовится мирный договор совершенно не приходится. Он, в первую очередь, должен основываться на доброй воле. А добрая воля может проявляться во взаимных уступках в тех вещах, которые незначительны для Азербайджана. Например, отступление с дороги Горис-Капан, которая для них не имеет никакого значения, в то время, как для Армении она имеет архиважное значение, поскольку является ключевой артерией для сообщения с Ираном. Все агрессивные действия и отсутствие каких-либо шагов, выражающих благое намерение, демонстрирует то, что в Баку и Анкаре нет никакой доброй воли подписывать мирное соглашение.
- Наделавшее шума последнее выступление Никола Пашиняна в парламенте - что это было? Зондаж настроений или подготовка населения к серьезным уступкам?
- Я повторюсь – это не мирное соглашение, а капитуляция, так как Армения ничего не получает, а только теряет. А выступление Пашиняна было попыткой заключить новый общественный договор, между властью и населением, чтобы легитимизировать новую капитуляцию. Когда люди вышли на протест, они показали этим самым, что подобная повестка является нелегитимной и никто не давал мандат на принятие такого решения. В связи с этим и приехала американская делегация, чтобы подкрепить легитимность действующей власти, поскольку внутри она полностью потеряла свою легитимность. Тем самым они создают фрейм, который создали после 9 ноября о том, что им пришлось это все отдать, чтобы спасти жизнь 30 тысячам солдат. Но мы помним, как это число росло – сначала было 15 тысяч, потом 20 тысяч, а в итоге дошло до 30 тысяч. Здесь фактически тоже самое: он говорит, что готов сохранить 29800 кв.км – эта цифра абсурдно звучит, так как получается, что практически 30 тысяч кв.км он сохранит, а остальное придется отдать – Карабах, коммуникации, анклавы отдать, но зато он сохранит кое-что. Этот человек пытается сконцентрировать внимание общества на том, что он получит, а не на том, что сдает, хотя в действительности мы так и так имеем эти 29800 кв.км, мы так и так имели Арцах, который он отдает. Очередная манипуляция.
- Как Вы оцениваете действия России в данном контексте? Азербайджан ударил и по российским силам в Армении, обошлось без жертва, но случаен ли был этот удар?
- Сложно оценить, насколько был случаен этот удар. Скорее всего нет, потому что азербайджанские военные имели информацию о расположении погранвойск ФСБ России и это не был случайный обстрел из легкового стрелкого оружия, а были артиллерийские удары, как можно судить по кадрам – искорежена не только машина, но и само расположение, где находились сотрудники. Как оценивает эти действия Россия? Это еще один показатель того, что Россия полномасштабно не может позволить себе ввязаться в этот конфликт, как это произошло в случае 2008 года, когда, фактически, после того, как погибли российские миротворцы, Россия начала операцию по принуждению к миру.
- Активность США к чему ведет? На фоне усилившихся антироссийских настроений в нашем обществе, о призывах выйти из ОДКБ эта активность о чем-то говорит?
- Как раз антироссийские настроения, в первую очередь, направленные на выход Армении из ОДКБ и есть активность США. Тем самым они создают параллельную повестку, которая во многом носит антиармянский характер. Вместо того, чтобы сосредоточиться на способах поиска выхода из проблемы - где быстрее закупить оружие, мобилизовать и так далее, происходит смещение повестки на поиск виновных, как правило внешних, а учитывая безинициативность России США как раз и стараются играть здесь ведущую роль. И вместо того, чтобы сконцентрироваться, как решить эту проблему, ищут виновных в лице России, что и укладывается во внешнеполитическую концепцию по ослаблению влияния России по периметру постсоветского пространства, в том числе и по ослаблению иранского влияния.
Лия Ходжоян