«Сегодня Армения должна хорошо подумать. Еще раз хочу сказать, никто и ничто не может нас остановить». Жесткими заявлениями Ильхама Алиева в адрес официального Еревана трудно кого-то удивить. Однако тезисы, озвученные президентом Азербайджана через неделю после военной эскалации на границе его страны и Армении, требуют особого внимания. В них Алиев изложил свое видение того, как Баку планирует дальше вести себя не по карабахскому вопросу (здесь точка зрения предельно ясна и неоднократно проговорена), а на «пограничном направлении».
Тему раскрывает ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов для телеграм-канала Bunin & Co.
"Во-первых, нельзя не обратить внимания на два символичных момента. Алиев предупредил своих армянских визави 21 сентября, то есть в День независимости Армении. В этот день, в 1991 году там состоялся референдум, который подвел черту под советским периодом истории республики. Не менее важно и место, где тезисы азербайджанского лидера были озвучены. Это - Лачин. На протяжении почти трех десятилетий он находился под армянским контролем, а по итогам второй карабахской войны перешел под юрисдикцию Баку. Однако до августа 2022 года Азербайджан не контролировал полностью маршрут, связывающий Армению с непризнанной НКР, а в трех населенных пунктах (Бердзор/Лачин, Ахавно/Забух и Сус) проживало армянское население. Теперь ситуация поменялась. Коридор перешел под азербайджанский контроль, а армяне покинули места своего проживания. Наглядное доказательство того, как Баку умеет подкреплять свои дипломатические аргументы военной силой.
Во-вторых, суть оценок Алиева. Из его уст прозвучали следующие важные идеи. Прежде всего, президент Азербайджана заявил, что Баку «не остановят ничьи призывы». Намек на то, что внешнее вмешательство в мирный процесс и попытки давления со стороны (будь то Запад, Россия, Иран) не увенчаются успехом. Турция, понятное дело, поддержит Азербайджан, если возникнет непростая коллизия. Армению же Алиев призвал «ни на кого не полагаться». Он также пояснил, что никакого вторжения на армянскую территорию со стороны Баку не было, так как граница не демаркирована. Этот аргумент уже произносился, например, представителем МИД Казахстана, когда обсуждался вопрос о возможной реакции ОДКБ на военную эскалацию в армяно-азербайджанском пограничье. Но президент Азербайджана этот тезис усилил. По его словам, в Баку есть все карты, доказательства, а потому до полной демаркации и делимитации межгосударственных рубежей нет необходимости квалифицировать наступательные действия его страны на армянском направлении как нарушение суверенитета соседнего государства.
То есть очевидно, что уточнение границы не ограничится одним Карабахом, что уже показывали и три эскалации в пограничье (май и ноябрь 2021, сентябрь 2022 гг.). Таким образом, применение силы не исключается из арсенала воздействия Баку на Ереван. И значит, сентябрьская эскалация может оказаться не последней. Не факт, что армянское руководство готово согласиться с логикой, предложенной президентом Азербайджана", - уверен Сергей Маркедонов.