23.11.2024
Анна Мкртчян: И Москва, и Брюссель прекрасно знают цену сказкам Пашиняна
prev Предыдущие новости

Маркедонов - о месседжах, которые отправляют Москва и Ереван друг другу и всему миру

Насколько важно дипломатическое оживление Армении и России для обеих сторон?


Тему раскрывает ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов для телеграм-канала Bunin & Co.


"Начало нынешней недели отмечено значительной активизацией российско-армянских дипломатических контактов. 5 сентября Москву посетил глава МИД Армении Арарат Мирзоян. Он встретился со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. Одним из ключевых вопросов переговоров было обсуждение предстоящего государственного визита Владимира Путина в Ереван. Вслед за министром в Россию прибыл Пашинян. В этот раз маршрут его поездки сильно отличался от всех предыдущих. Премьер-министр отправился в столицу Приморского края на Восточный экономический форум, где выступил на пленарной сессии с рядом важных заявлений.


Насколько важно это дипломатическое оживление для обеих сторон? Какие месседжи отправляют друг другу, а также всему миру Москва и Ереван? Во-первых, премьер-министр Армении посетил страну-союзницу после обострения военно-политической ситуации в Лачинском районе (в Азербайджане ее называют операцией «Возмездие»). Эта эскалация для Еревана особенно важна, так как армяне покинули три населенных пункта, а также уступили старую трассу, которая связывала Армению с непризнанной НКР. Данные уступки обсуждались и планировались ранее, они не были сюрпризом. Однако Баку форсировал решение «дорожной проблемы». Во-вторых, за неделю до своего российского турне Никол Пашинян вместе с Ильхамом Алиевым и Шарлем Мишелем провел в Брюсселе переговоры, в которых главным вопросом было заключение армяно-азербайджанского мирного соглашения. И если глава Евросовета заявил о необходимости ускорить эту работу, то Ильхам Алиев призвал Ереван откладывать продвижение к миру, прозрачно намекнув на возможность подключения силового фактора. В том случае, если будет явный или неявный саботаж с армянской стороны. На фоне брюссельского саммита участились дискуссии о вытеснении России из переговорного процесса и ослаблении ее позиций в Закавказье.


В этой ситуации армянскому руководству было крайне важно показать, что их страна по-прежнему привержена союзническим отношениям, и переговоры в Брюсселе данный тренд не ломают. Не менее принципиальным было донести свою озабоченность до президента России и российской элиты. В своем выступлении во Владивостоке Пашинян увязал ситуацию на Кавказе с украинским кризисом. По его словам, излишняя фокусировка на Украине опасна тем, что мир может просто не заметить новых вспышек эскалации в Нагорном Карабахе. Послание более чем ясное: Ереван хотел бы сохранения интереса Москвы к армяно-азербайджанскому урегулированию.


В то же самое время России также важно продемонстрировать своим оппонентам и партнерам, что как бы ни была важна для нее специальная военная операция на Украине, а передавать «ключи» от мира на Кавказе ЕС или кому-то другому Кремль не намерен. В пользу этого говорит внимание Москвы не только к Армении, но и к Азербайджану. Владимир Путин после брюссельского саммита провел телефонный разговор с Ильхамом Алиевым. Миротворческая миссия в Карабахе- важнейший элемент регионального военно-политического ландшафта, не замечать его невозможно. Немало энергии было потрачено и на подготовку трехсторонних заявлений 2020-2021 гг., ставших основой нового кавказского статус-кво, и на проведение переговоров по разблокированию транспортных коммуникаций и демаркации границы.


Таким образом, в активизации двусторонних контактов заинтересованы обе стороны", - написал Сергей Маркедонов.


 


 

В Армении все процессы направлены лишь на оправдание Никола Пашиняна – депутат
Следующая новость next

Регион

Все новости