Мнение: переговоры в столице Грузии касаются не только Армении и Азербайджана
16 июля в столице Грузии состоялась встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении Джейхуна Байрамова и Арарата Мирзояна. По словам их грузинского коллеги Ильи Дарчиашвили, «конкретные результаты никогда не достигаются по итогам одного раунда переговоров. И этот случай – не исключение». С мнением главы МИД Грузии трудно спорить. Как и с его оценкой важности переговоров. Без таких встреч невозможно преодолеть имеющиеся противоречия и наметить пути для достижения компромиссов. Но в чем же тогда значимость именно тбилисских переговоров?
Об этом пишет ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов для телеграм-канала Bunin & Co.
"Многие СМИ по окончании встречи Байрамова и Мирзояна назвали их переговоры первым опытом такого рода. Тут требуются некоторые уточнения. Азербайджанский и армянский министры ранее пересекались. Так, например, за два месяца до переговоров в Тбилиси на полях Совета министров иностранных дел СНГ в Душанбе они общались друг с другом в присутствии их российского коллеги Сергея Лаврова. В столице Грузии также не обошлось без модерации Ильи Дарчиашвили. Однако Байрамову и Мирзояну удалось переговорить тет-а-тет, после чего прошла встреча в расширенном составе. По тем сведениям, что просочились в открытую печать, видно, что стороны затронули темы региональной безопасности, различные аспекты урегулирования конфликта (включая гуманитарное измерение) и перспективы разблокирования транспортных коммуникаций. Меню известное, тематический ряд для обсуждения предсказуем. Как предсказуемо и отсутствие значительных прорывов.
Видно, что сближение позиций сторон идет непросто. И если Баку стремится форсировать мирный процесс, пытаясь предотвратить повторную «заморозку» конфликта на долгие годы, то Ереван хочет не упустить из повестки вопрос о перспективах Карабаха и выгодной для себя демаркации и делимитации границы. В этом плане весьма красноречивыми являются фрагменты из выступления президента Азербайджана Ильхама Алиева на совещании по итогам первого полугодия 2022 года. Оно состоялось за день до тбилисской встречи, и тема мирного процесса была в нем одной из ключевых. По словам Алиева, через один год и восемь месяцев после «осенней войны» сохраняется много негативных моментов. Наверное, главным из них азербайджанских лидер считает затягивание с выводом армянских военных сил из Карабаха. Впрочем, наряду с Ереваном критический пафос Алиева обращен и к Москве, которая «не принуждает» армянскую сторону к демилитаризации. Таким образом, налицо непростые коллизии.
Однако наличие коллизий и противоречий не становится препятствием для продолжения диалога. И это еще один итог переговоров в Тбилиси. И Баку, и Ереван заинтересованы в дипломатическом взаимодействии, хотя дефицит доверия по-прежнему присутствует, свидетельством чему различные заявления и комментарии с двух сторон. Они появляются с завидной регулярностью. Но переговоры в столице Грузии касаются не только Армении и Азербайжана. Грузинские власти используют этот дипломатический формат для продвижения своих собственных интересов. Прежние заявления о Тбилиси, как о площадке для карабахского мирного процесса, обретают плоть и кровь. Грузия всеми силами укрепляет свой имидж посредника. Не дремлет и Запад. Пока на армяно-азербайджанском направлении США и их союзники не спешат вступить в открытый спор с Москвой. Однако всеми силами они дают понять: сотрудничество именно с ними – залог конечного успеха. В этом ключе стоит рассматривать и заявление госсекретаря Энтони Блинкена, высказавшего слова одобрения и ободрения в адрес Джейхана Байрамова и Арарата Мирзояна", - написал эксперт.