За 20 лет своего существования ОДКБ стала серьезным фактором обеспечения безопасности на постсоветском пространстве. Об этом в ходе Международной конференции «Настоящее и будущее ОДКБ: к 30-летию Договора о коллективной безопасности и 20-летию создания организации» заявил таджикский политолог, независимый исследователь Шерали Ризоен.
По его словам, развитие событий в Афганистане в 2021 году стало большим потрясением для Таджикистана, что перевело потенциальные риски безопасности в разряд реальных угроз. Наступательная весенне-летная кампания Талибана и в последствии силовой «захват» Кабула существенным образом изменили понимание, форму и подходы обеспечения безопасности в соседних странах и регионах.
"К нынешнему развитию событий в Афганистане, в Душанбе и в других столицах Центральной Азии готовились давно. Так, Таджикистан начал предпринимать серьёзные меры с 2020 года и был готов ко всем вариантам развития ситуации. К сожалению, существует большая вероятность, что территория Афганистана из-за наличия благоприятной среды будет использована для наращивания террористической деятельности, и это представляет особую опасность для стран Центральноазиатского региона. Страны Центральной Азии столкнутся как с экспортом радикальной идеологии и вербовкой неустойчивых и радикализированных граждан, так и высоким уровнем наркотрафика через так называемый «Северный маршрут». Опыт исследования вопроса показывает, что, если в странах региона не будет уделено своевременное внимание к существующим проблемам, возможен вариант страшнее и хуже опыта вербовки ИГ в 2013-2016 гг., что приведет к привлечению граждан региона в состав экстремистских групп, находящихся в Афганистане",- сказал он.
Озабоченность Таджикистана в связи с событиями в Афганистане и непризнания власти Талибан, отметил Ризоен, вызвано следующими факторами:
"Во-первых, за весь период независимости, государства Центральной Азии на двустороннем и многостороннем уровнях, в том числе в рамках ОДКБ, обозначали противодействие международному терроризму, как фактор обеспечения региональной безопасности. На фоне последних изменений в Афганистане с активизацией ИГ-Хорасан вопрос противодействия экстремизму и терроризму приобретает важнейшее значение. Во-вторых, практика Талибана, т. е. силовой захват власти и формирования исламского эмирата может активизировать маргинально-настроенные элементы, которые захотят повторить подобное в своих странах, в том числе государствах Центральной Азии. Прецедент Талибана существенным образом меняет систему обеспечения безопасности в Центральной Азии, и будет происходить переход вызовов и угроз от потенциального характера к реальному. В-третьих, Таджикистан имеет вторую после Пакистана протяжённую границу с Афганистаном и на сегодня северные провинции этой страны полностью контролируются Талибаном. Иностранные боевики, в том числе центральноазиатского происхождения, имеют большое влияние в этих регионах и выступают от имени Талибан. То, что иностранные боевики в Афганистане находятся под защитой Талибан –является аксиомой. На сегодня все труднее вериться заявлениям Талибан о том, что контролируемая ими территория не будет использована против других государств. Их действия показывают обратное",- подчеркнул политолог.
При этом, цитируя оценки экспертов, он отметил, что физическое проникновение иностранных боевиков можно оценить, как маловероятное.
"Тем не менее, несмотря на вышесказанное, возможность распространения идеологии террористических групп, и риск рекрута граждан региона остается стабильно-высоким. В последнее время в информационном пространстве государств — членов ОДКБ наблюдается рост проталибской пропаганды, хотя в странах ОДКБ «Движение Талибан» признано террористическим. На этом фоне, углубления взаимоотношений государств-членов ОДКБ во всех трёх базовых измерениях - в политическом взаимодействии, в военном сотрудничестве и в совместных усилиях противодействия современным вызовам и угрозам безусловно отвечает их постоянным интересам",- резюмировал Ризоен.
Отметим, что организаторами конференции выступили Центр российских исследований факультета международных отношений ЕГУ совместно с ОО «Интеграция и развитие» и Евразийским экспертным клубом.