«Головокружение от успехов» - так называлась известная статья Иосифа Сталина о перегибах коллективизации. Аналогично можно охарактеризовать и состояние президента Азербайджана Ильхама Алиева, последние заявления и действия которого существенным образом повышают политические и военные риски в регионе.
Пользуясь тем, что внимание ведущих мировых держав приковано сейчас к Украине, а в Армении царит политический хаос, вызванный подрывными действиями Запада и импульсивной и неэффективной демагогической политикой действующей власти, азербайджанский лидер демонстрирует все более и более циничное поведение, заодно упражняясь на ниве конструирования альтернативной истории.
Сегодня становится очевидным, что аппетиты Алиева не ограничиваются одним лишь Карабахом - он озвучивает территориальные претензии в адрес уже международной признанной территории Республики Армения, в частности в отношении Сюника, Севана и даже Еревана. При этом он утверждает, что Азербайджан, якобы, «передал» Ереван Армении в 1918 году, но он готов «ради будущего мира» отказаться от территориальных претензий к Армении, в частности требований по Еревану.
Президенту Азербайджана стоит вспомнить, что его страна обязана своей нынешней территорией исключительно большевикам, как ещё одна бывшая советская республика — Украина, которая сейчас проходит курс лечения от «исторической амнезии».
Как и к Украине, большевики были очень щедры к Азербайджану, и в рамках соглашения Ленина с Ататюрком передали в 1921 году турецкому союзнику в регионе Карабах и Нахичевань. Причём передали по решению Кавказского бюро ЦК РКП(б), что с точки зрения международного права является недействительной, ничтожной — партия (притом российская) не имеет права распоряжаться землями других стран. Причём последним законным актом по Нагорному Карабаху во время установления большевистской власти в регионе стала декларация от 12-ого июня 1921 года Национального Совета Азербайджанской ССР, который на основе соглашения между Ревкомом Азербайджана и правительствами Азербайджанской ССР и Армянской ССР, провозгласил Нагорный Карабах неотъемлемой частью Армянской ССР.
Примечательно и то, что современный Азербайджан считает себя правопреемницей Азербайджанской демократической республики (АДР), а не Азербайджанской ССР, в период становления которой и получил в свой состав Карабах. А на самом деле, Карабах (и Нахичевань) никогда не входил в состав первой Азербайджанской республики, даже несмотря на попытки Баку при поддержке Турции с помощью военных действий и резни армянского населения взять под контроль этот регион. В своё время членство Азербайджана в Лиге наций было отклонено именно из-за неопределённости его границ. Притом, что Нагорный Карабах (НКАО), вышел из состава Азербайджана в полном соответствии с советским законодательством, так как последний вышел из состава СССР.
Тем самым сепаратистским был не Карабах относительно Азербайджана, а Азербайджан относительно СССР.
Что касается массового переселения армян в Закавказье, о котором так любит рассуждать на досуге Ильхам Алиев, то ему следовало бы задуматься о причинах подобного исхода и обратить свои взоры на геноцидальную политику Турции, власти которой вырезали и изгнали армянский народ из его исторической колыбели, куда сами тюрки, в том числе, видимо, и предки Алиева, явились из Алтая и Средней Азии. Хотя поговаривают, что сам Алиев является по национальности не азером, а курдом. Но это к проблеме отношения не имеет.
Как уже отмечалось выше, после победы в 44-дневной войне, после того, как «милый друг» Никол Пашинян удержался у власти, Алиев не только не удовлетворился результатами в Карабахе, намного превышавшими все его предвоенные мечты, но уже выступает с территориальными претензиями в адрес Армении и более того, угрожает ей и призывает забыть о планах не то чтобы восстановить боеспособность армии, но даже и иметь пятимиллионное население. Геноцидальные наклонности предков дают о себе знать?
При этом безнаказанность заявлений и действий в отношении Армении привела Алиева к тому, что он уже выступает открыто против России. Поддерживает заявлениями (и не только) Украину, закрывает по примеру «старшего брата» Турции небо для пролёта российских военных самолётов в Сирию. Как будто это не он подписывал в Москве 22 февраля этого года декларацию «О союзническом взаимодействии» с Россией.
Алиеву в этой связи стоит вспомнить, что удача дама весьма переменчивая, и, потеряв голову и здравомыслие от вкуса крови, завтра можешь пропустить момент, когда великие державы мира решат, что ты уже перешёл все рамки и красные линии. Какие рамки? Например, начав войну в сентябре 2020 года, Алиев нарушил и пошёл против череды заявлений президентов России, США и Франции - стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, а также ряда резолюций СБ ООН, в которых неоднократно подчёркивалась недопустимость решения карабахского конфликта силовым путём. Но Алиев наплевал на эти призывы и вероломно напал на Нагорно-Карабахскую республику, уничтожив немало мирного населения. Это, без всяких сомнений, является военным преступлением, которое, впрочем, истинные союзники Ильхама Алиева из Лондона, Анкары и Тель-Авива, старательно не замечают. Удары российской армии по военным объектам бандеровской Украины они видят, а вот выжигание белым фосфором карабахских армян, пытавшихся укрыться в лесу, нет.
Диктатору с берегов Апшерона могут напомнить, что бывает с небольшими странами, решающими бросить вызов сверхдержавам.
Кстати, в Баку любят часто повторять, что армяне уже самоопределились на территории Армении, и им якобы нельзя иметь второе армянское государство в лице Арцаха. В этой связи Азербайджану могут напомнить любимое выражение турецких и азербайджанских чиновников и националистов — «один народ — два государства!». А ведь турецкий народ уже самоопределился на территории Турецкой республики. Второе турецкое государство, притом ведущее явно антироссийскую и антииранскую политику, могут посчитать лишним в нашем и не только в нашем регионе. Ведь еще одним турецким государством является часть оккупированного турками Кипра, но так далеко взор «апшеронского грифа», возомнившего себя «ястребом», не простирается.