Накануне президент Нагорного Карабаха Бако Саакян одобрил концепцию конституционных реформ, особо подчеркнув, что реформы направлены «на расширение и укрепление прав и свобод человека, усовершенствование систем судебной власти и местного самоуправления, последовательное развитие института непосредственной демократии». После всех необходимых процедур и референдума Нагорный Карабах, с полупрезидентской модели правления может перейти на систему президентского правления, хотя изначально, когда в республике только начали говорить о предстоящих реформах, казалось, что Карабах по примеру Армении перейдет на парламентскую модель. Однако Бако Саакян подчеркнул, что проект будет направлен на переход к президентской системе.
С декабря 2015 года Армения по итогам конституционного референдума перешла на парламентскую систему правления. Тогда от перспективы того же процесса в Карабахе отмахивались — мол, сейчас не до этого, страна стоит перед угрозой войны, да и процессу урегулирования конфликта вряд ли это что-то даст. Однако уже в начале 2016 года в Степанакерте заявили — конституционные реформы необходимы, в том числе в контексте процесса урегулирования. Одним из аргументов было напоминание о Декларации о государственной независимости Нагорно-Карабахской республики от 6-го января 1992 года, в котором говорится о «стремлении нормализации отношений между армянскими и азербайджанскими народами и желании защитить население НКР от агрессии и угрозы физического уничтожения». Однако, по мнению разработчиков первоначального проекта, прошедшие годы показали, что действующая Конституция не смогла справиться с этой задачей, а это привело к тому, что «международное сообщество поставило под сомнение суверенную роль народа Арцаха».
Именно из-за угрозы военного разрешения конфликта, а также из-за постоянных разговоров о том, что армянская сторона готовится к территориальным уступкам, при этом ничего конкретного не получая взамен, конституционные реформы как нельзя кстати. Такого мнения придерживается бывший председатель комиссии по внешним отношениям парламента НКР
Ваграм Атанесян. В беседе с
VERELQ он отметил, что факт того, что Карабах ведет войну с Азербайджаном, делает реформы необходимостью.
«Независимо от того, воюет страна или нет, конституционные реформы всегда идут ей на пользу, а учитывая нынешнюю ситуацию, тем более с муссируемыми разговорами о сдаче территорий, это просто необходимо. Ни одно государство в мире не пойдет на то, чтобы четко не обозначить свои границы, а, следовательно, нам нужны эти реформы именно по этой причине. Таким образом НКР сможет закрепить свои границы, свою территорию, и я не думаю, что найдется хоть один политический деятель, который этот аргумент не воспримет всерьез», — отметил он.
Конституционная система, по его словам, должна быть усовершенствована, посредством чего будут даны ответы на многие вопросы по обороне страны, по вопросам, касающимся ратификации того или иного международного соглашения, а они безусловно будут подниматься в ходе процесса урегулирования карабахского конфликта. И самый важный вопрос — кто будет обозначать границу с Азербайджаном, каким международным договором это будет совершено и так далее.
«Комплекс этих вопросов сможет получить ответы только путем конституционных реформ, которые нужны Карабаху, так как действующая Конституция этими возможностями не располагает. Как обозначен территориальный вопрос в действующем документе? До полного восстановления территориальной целостности НКР и четкого разграничения речь идет о фактической власти с границами по факту. Кто-то говорит, что эти территории закреплены Конституцией, другие твердят, что нет, потому как речь идет о государственной территории, а Карабах свою независимость объявил на территории бывшего НКАО с Шаумянским районом. И готовясь к реформам надо четко обозначить, что следует понимать под НКР, где ее границы, какие административные единицы входят в ее состав и будут ли включены, например, Кашатагский, Карвачарксий районы или район Акна в ее состав… на это все предстоит ответить новой Конституции», — подчеркнул Атанесян.
Однако в Степанакерте отнюдь не все предстоящие реформы рассматривают в этом ключе. По словам оппозиционного депутата парламента НКР, председателя партии «Национальное возрождение»
Айка Ханумяна, единственная причина, по которой этот процесс запущен, заключается в стремлении властей к воспроизводству. А новый документ такую возможность, как он указывает, предоставляет.
«Мы изначально были против этих реформ именно по этим соображениям, так как считаем, что, во-первых, причин для изменения Конституции сегодня отнюдь нет, а во-вторых — все это преследует лишь цель сохранения и воспроизводства власти. И если этот процесс удастся довести до конца, то это станет позорным временем для Арцаха», — отметил он.
Все остальное — переход с полупрезидентской системы правления на президентскую, напряженная ситуация на границе, апрельская война в Карабахе — все это, по мнению Ханумяна, никакой роли не играет, главное для властей сегодня суметь утвердить этот документ по вышеназванной причине.
Но как отразится новая Конституция и, в частности, переход к президентской системе правления на двусторонних отношениях Армении и Карабаха? Армения, которая была и остается гарантом безопасности Карабаха, с недавнего времени стала страной с парламентской системой правления, так не будет ли нестыковок в важнейших и стратегических вопросах между странами после изменения Конституции НКР?
В беседе с
VERELQ экс-министр юстиции Армении, член специализированной комиссии по Конституционным реформам
Геворг Даниелян заявил, что этот вопрос часто звучал и в другом аспекте, а именно — как может государство с парламентской системой правления беспрепятственно сотрудничать с государствами с президентской системой правления, которые с участием Республики Армения сформировали международную организацию. И речь, в частности, идет о Евразийском экономическом союзе, члены которого, кроме Армении, предпочтение отдали президентской системе правления. Однако, заверил он, как бы часто этот вопрос ни поднимался, важно понимать, что та или иная модель правления никак не влияет на сотрудничество и уж тем более не может стать препятствием для оного.
«Безусловно, в плане сотрудничества Армении и Карабаха вопрос несколько иной, поскольку они, по сути, являются двумя отдельными государствами, сформированными незаконными партийными решениями на исторических территориях одного государства и представляющими собой один и тот же народ. С той оговоркой, что международный правовой статус Карабаха пока находится в переговорном процессе, Карабах является непризнанной республикой со всеми вытекающими отсюда последствиями. А до определения этого статуса Карабах вправе путем референдума выбрать ту или иную систему правления, что никоим образом не только не препятствует сотрудничеству с Арменией, но и их объединению в дальнейшем. В этом случае, естественно, будет действовать одна правовая система», — отметил Даниелян.
Более того, специалист уверен, что в сегодняшних реалиях можно только поприветствовать тот факт, что НКР задействовал такие подходы для развития своей правовой системы, а также в других сферах. И это является еще одним доказательством, что Карабах не копирует законодательство Армении, а сам создает свое законодательство. А в конце Геворг Даниелян добавил, что конституционные реформы важны еще и в том смысле, что законодательство Азербайджана и правовые акты этой страны никаких правомочий в отношении освобожденных территорий не имеют.
«В Конституции Азербайджана довольно подробно упоминается о статусе Нахичевани, о взаимоотношениях с местной властью, однако никакого аналогичного упоминания по освобожденным территориям нет», — резюмировал Даниелян.
Подготовила Лия Ходжоян