Первая встреча специальных представителей Армении и Турции по нормализации двусторонних отношений, анонсированная в канун новогодних торжеств, состоялась. Если следовать официальным комментариям, то диалог прошел в конструктивной атмосфере. Но если отойти от протокольных заявлений с неизбежной для такого жанра дипломатической корректностью, то как оценивать итоги переговоров между Рубеном Рубиняном и Сердаром Кылычем?
Об этом пишет ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов для телеграм-канала Bunin & Co.
Эксперт указывает, что для начала необходимо обратить внимание на обстоятельства времени и места.
"Армянский и турецкий представители специально встречаются именно для обсуждения нормализации двусторонних отношений впервые после того, как в апреле 2010 года этот процесс был поставлен на паузу. Без малого двенадцать лет назад стало ясно, что ратификации Цюрихских протоколов, подписанных представителями Анкары и Еревана, не случится. Сегодня нормализация возобновляется в условиях нового статус-кво на Кавказе. Значение Турции намного возросло", - считает Маркедонов.
Однако, продолжает он, встреча Рубиняна и Кылыча произошла не где-нибудь, а в Москве.
"В столице страны, играющей эксклюзивную роль в процессе армяно-азербайджанского урегулирования. Оторвать его от армяно-турецкой повестки не получится. Для этого есть десятки причин. И дело не только в геополитике, но и в турецкой внутриполитической повестке. Немало выходцев из Азербайджана проживают в Турции и являются избирателями. Сегодня, когда социально-экономическое положение в республике далеко от лучших стандартов, а кресло под президентом Эрдоганом закачалось, многие обозреватели говорят о возможных досрочных выборах.
Впрочем, отношения с Турцией являются и важнейшим вопросом армянской внутриполитической повестки. В особенности тогда, когда часть оппозиции прямо обвиняет правительство в необоснованных уступках и едва ли не сознательной сдаче позиций Анкаре и Баку. В некоторых оппозиционных изданиях Рубиняна даже называли «турецким агентом». Такие обвинения спровоцировали весьма эмоциональную реакцию спецпредставителя Армении в Национальном собрании страны.
Таким образом, по первому раунду переговоров сложно делать далеко идущие выводы. Старт диалогу дан, но ждать прорывов преждевременно. Но особая роль Москвы в этом процессе уже видна. И она может помочь, как в процессе армяно-азербайджанского урегулирования, так и в непростом взаимодействии между Россией и Турцией", - подытожил Сергей Маркедонов.