«Мы подписали совместную декларацию президентов Украины и Азербайджана. Она закрепляет готовность оказывать взаимную поддержку суверенитету и территориальной целостности наших государств в международно признанных границах». Этим заявлением украинский президент Владимир Зеленский резюмировал итоги своей встречи с азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым 14 января. Лидер Азербайджана посетил Киев с рабочим визитом.
Об этом пишет ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов для телеграм-канала Bunin & Co.
"На фоне непростых переговоров между представителями России и Запада (США, НАТО и ОБСЕ) любое заявление на тему Крыма, Украины рассматривается преимущественно в двухцветной картинке. По факту президент Азербайджана признал не российский, а украинский суверенитет над полуостровом. Но означает ли это, что в скором времени нам надо ожидать ухудшения отношений между Москвой и Баку? И появления новой линии разлома на постсоветском пространстве, что почти неминуемо приведет к эскалации армяно-азербайджанского противостояния?
Когда градус эмоций при обсуждении международных процессов повышен до «кипящих» значений, трудно обсуждать сложные вопросы «без гнева и пристрастия». Однако для адекватного понимания различных ситуаций иного пути нет. Во-первых, официальный Баку на протяжении тридцати лет последовательно выступает за территориальную целостность и на пространстве СССР, и за ее пределами. Так было и в случае Грузии, и Молдовы, и при рассмотрении «уникального» кейса Косова. Казалось бы, нарастающее взаимодействие Баку и Анкары должно сделать Азербайджан восприимчивым к интересам Турции по признанию Турецкой республики Северного Кипра. Но изменений в подходах Баку за год с небольшим после второй карабахской кампании не произошло. Таким образом, линия Алиева в Киеве – не экспромт и не сюрприз.
Во-вторых, многовекторность сегодня не ругает только ленивый. Но для малых и средних стран таковая- не роскошь, а средство выживания, а также нежелания стать ареной конфронтации крупных игроков. Грузия и Украина в свое время не сумели уйти от соблазна встать четко на одну сторону. И результат известен. Попадание в топы информационных агентств стало символом не процветания этих стран, а растущей турбулентности и неопределенности. Азербайджан многие годы проводил "политику качелей". Его экономические и политические ресурсы позволяют это делать. И вряд ли он откажется без особых резонов от такой линии. И в период после «крымской весны» Баку последовательно поддерживал «территориальную целостность» Украины, но в то же время был по одну сторону с Москвой, когда речь шла о лишении ее права голоса в ПАСЕ. Тоже своего рода последовательность по сдерживанию либерального интервенционизма! Модель, знакомая Москве и по отношениям с Турцией. При большом количестве несогласий договариваться о неких правилах игры и сохранять прагматическое взаимодействие.
Какие предварительные выводы можно сделать? Стремительное «схлопывание» многообразия международных отношений не означает, что таковое исчезнет вовсе. Даже в период «холодной войны» при четко сформированных полюсах биполярного противостояния то здесь, то там возникали феномены Югославии, Албании, Китая, Румынии, Индии. Тех, кто пытался маневрировать и сохранять стратегическую автономию", - считает Сергей Маркедонов.