Уходящая неделя была богата на события: Пашинян вылетел в Брюссель на встречу с Алиевым и вернулся оттуда с принявшими более четкие очертания договоренностями о "мире" с Азербайджаном, а в Ереване параллельно развернулась, с его же подачи, настоящая война против мэра Айка Марутяна.
VERELQ подвел итоги декабрьской недели.
Брюссель calling
14 декабря премьер-министр Армении отправился с рабочим визитом в Брюссель, где у него была запланирована встреча с президентом Азербайджана. Трехстороннюю встречу в этот раз организовал председатель Европейского совета Шарль Мишель. По итогам трёхсторонней встречи главы Армении и Азербайджана подтвердили договоренность об открытии железной дороги в контексте разблокировки региональных коммуникаций, о чем стороны договорились в Москве в начале года. Железная дорога будет действовать в соответствии с международно признанными правилами границы и таможни по принципу взаимности, под суверенитетом и юрисдикцией стран, по территории которых она проходит. «Таким образом, Армения получит доступ по железной дороге в Иран и Россию»,- пояснили в правительстве Армении.
Но, как выяснилось, нескольких часов Пашиняну и Алиеву оказалось мало и вечером того же дня, опять же в Брюсселе, президент Франции Эммануэль Макрон организовал еще одну, неформальную встречу. Позже Алиев заявил, что усилия России и Евросоюза, направленные на нормализацию отношений между Азербайджаном и Арменией, дополняют друг друга и речи о конккуренции между ними по данному вопросу точно нет.
Примечательно, что перед тем, как организовать неформальную встречу, Макрон пообщался по телефону с президентом России Владимиром Путиным. И, естественно, среди прочих вопросов, главы государств - сопредседателей Минской группы ОБСЕ обсудили и Карабах. Помимо прочего, они поддержали целесообразность активизации работы по линии сопредседателей Минской группы ОБСЕ.
Уже в Ереване, на заседании правительства Пашинян отметил, что речь идет о строительстве железной дороги Ерасх-Джульфа-Ордубад-Мегри-Горадиз, связывающей Азербайджан с Нахиджеваном через территорию Сюника и Армению с Ираном и Россией. В этом контексте Пашинян призвал обратить внимание на то обстоятельство, что в случае эффективного диалога с Турцией эта железная дорога может получить больший масштаб.
«В этом случае может быть использован также участок железной дороги Гюмри-Карс. В ближайшее время будет спроектирована, а затем и построена новая железная дорога. Я не хочу переоценивать или недооценивать эту договоренность, и надеюсь, что мы в точности реализуем ее. Это изменит экономическую, инвестиционную, а также политическую и безопасную среду региона»,- сказал армянский премьер.
Повестки Пашиняна и Алиева совпадают или наоборот?
До старта трехсторонней встречи с Шарлем Мишелем, Ильхам Алиев сделал одно заявление, которое неприемлемо ни для Еревана, ни для Степанакерта. В частности, он заявил, что "пропускные режимы в Зангезурском и Лачинском коридорах между Азербайджаном и Арменией должны совпадать". И даже сослался на трехстороннее заявление (лидеров РФ, Азербайджана и Армении от 9 ноября 2020 года), мол, там ясно говорится, что «Азербайджан обеспечивает безопасную и беспрепятственную связь между Карабахом и Арменией, а Армения предоставляет такую же безопасную и беспрепятственную связь между Азербайджаном и Нахиджеванской автономной республикой".
Никол Пашинян ответил Алиеву в Facebook: Азербайджан пытается завести в тупик вопрос открытия региональных коммуникаций, написал он. "Попытки президента Азербайджана провести параллель между открытием региональных коммуникаций с Лачинским коридором не имеют ничего общего с обсуждениями и подписанными до сегодняшнего дня заявлениями по этой теме. Это неприемлемо для Армении", - подчеркнул Пашинян, и встретился с Алиевым, а потом еще раз при посредничестве Макрона.
Но, судя по пресс-релизам по итогам трехсторонней встречи, эта тема на ней затронута не была. Стороны остались довольны позициями друг друга, продолжив общение уже в присутствии французского лидера.
Официальный Степанакерт также отреагировал на данное заявление устами госминистра Республики Арцах Артака Бегларяна: «Лачинский коридор не может находиться под контролем Азербайджана, этот вопрос не имеет ничего общего с открытием коммуникаций между Арменией и Азербайджаном. У Арцаха должна быть прямая и неконтролируемая граница с Арменией, наши оккупированные территории должны быть возвращены», - отметил Бегларян.
Экспертные круги указали на то, что данное заявление не только неприемлемо для армянской стороны, но и показывает то, что Алиев желает избавиться от российского военного присутствия в Арцахе. Иранист Вардан Восканян считает, что пытаясь маневрировать между Западом и Россией и угрожая взять Кашатагский (Лачинский) коридор под свой фактический контроль с натовской площадки, «бакинский диктатор стремится также избавиться от российского военного присутствия в Арцахе, преследуя две основные цели – повысить уровень своего суверенитета и захватить весь Арцах». «Удастся это ему или нет, это совсем другой вопрос. Однако примечательно, что бакинский диктатор оказывает огромное давление не только на Армению и Арцах, но и на Россию»,- заявил Восканян.
Опальный мэр
Интересные события развернулись на этой неделе не только в Брюсселе, но и в самом сердце Еревана - в мэрии. Команда Пашиняна вознамерилась свергнуть мэра Айка Марутяна и сигнал к началу этой операции был дан статьей о "предательстве" Марутяна, напечатанной в принадлежащей семье Пашиняна газете "Айкакан жаманак". В ней, в частности, говорилось о том, что Марутян после войны в Арцахе отказался от членства в провластной партии, никак не поддерживал команду, которая "привела его на этот пост" (на минуточку - столичную власть выбирают ереванцы путем выборов), а вдобавок недавно встретился с главным оппонентом Пашиняна Робертом Кочаряном.
Сразу же правящая фракция «Мой шаг» в Совете старейшин Еревана начала процесс выражения вотума недоверия Айку Марутяну и за день собрала необходимые голоса. Но не все согласны с решением Пашиняна, даже в его команде: некоторые из них, наряду с двумя из трех членов оппозиционной фракции "Луйс", сообщили, что не присоединятся к процессу. А член фракции «Мой шаг» в Совете старейшин Еревана Григор Ерицян, заявивший о своей поддержке мэра Еревана, и вовсе объявил о сложении полномочий члена Совета старейшин Еревана.
"Самое главное, что я придерживался своих принципов - ценностей революции 2018 года. Благодарю мэра Еревана Айка Марутяна за заботу о столице, за принцип совместной работы, за честность, которая столь чужда армянской политической культуре",- говорилось в его заявлении.
Ситуация довольно неоднозначная. С одной стороны, налицо воплощение в армянской политической действительности житейской мудрости "что посеешь, то и пожнешь", и Марутян, который активно участвовал в митингах Никола Пашиняна в апреле-мае 2018 года во время смены власти в республике, не мог оставаться частью команды, которая его выдвинула на пост мэра за эту поддержку и от которой он отвернулся позже. За последний год пресса неоднократно указывала на то, что между Марутяном и Пашиняном идет холодная война и даже во время внеочередных парламентских выборов в июне он никак не был вовлечен в предвыборный процесс. Но, с другой стороны, ереванцы довольны его работой на этом посту и в последние дни активно выражают свою поддержку опальному мэру в соцсетях,перечисляя все то, что тот сделал за последние три года.
В итоге правящая фракция сообщила, что 22 декабря 2021 года состоится внеочередное заседание Совета старейшин Еревана, на котором будет обсуждаться вопрос о выражении вотума недоверия мэру Айку Марутяну. Также фракция выдвинула на пост градоначальника первого заместителя мэра Грачья Саркисяна. Так что наступающая неделя будет бурной для Марутяна и ереванцев.
За событиями недели следила Лия Ходжоян