В конце трехсторонней встречи в Сочи Владимир Путин подарил Николу Пашиняну и Ильхаму Алиеву оливковую ветвь как символ мира. Но это не было принуждением к миру, и не гарантией мира. Это был жесткий призыв России найти решение существующих проблем путем переговоров.
Об этом пишет член "Группы альтернативных проектов" Ваге Оганнисян в своём Telegram-канале.
«Согласно договоренности, за этим последовала встреча вице-премьеров, которая прошла безрезультатно. Есть версия, что Никол (премьер-министр Армении Никол Пашинян. - Ред.) хочет оставить за Григоряном (вице-премьер Армении Мгер Григорян. - Ред.) миссию подписания «трудных документов». Но, скорее всего, совсем наоборот, Никол хочет оставить за вице-премьером миссию «отказника».
Вчера в Брюсселе Алиев четко сформулировал проблему: «Лачинский и Зангезурский коридоры должны иметь один и тот же статус - либо вообще не должно быть таможенных пунктов, либо они должны быть на обоих дорогах.
Будет ли формулировка Алиева воспринята международным сообществом, посредниками? Скорее всего, да. Это результат послевоенных развитий. В течение года Армения не смогла изменить своего переговорщика, и инерционный, проигранный процесс переговоров привел к такому исходу - к этой зловещей «новой, нулевой точке». На каждом этапе переговоров Алиев формулирует новые вопросы, к которым армянская сторона не готова. А философия Алиева - это развал Армении как государства.
Оба варианта, выдвинутые Алиевым, неприемлемы для Армении. Но у Армении нет своих вариантов. После войны Алиев продвигал свою повестку, а Армения продвигала Никола.
Очевидно, что на данном этапе Армения должна сформулировать новые идеи, новые предложения, институциональных ресурсов которых на данный момент у нее нет.
Алиев чувствует себя уверенно перед международным сообществом и потому, что считает, что в Армении его идеи имеют, как минимум, 680 тысяч сторонников. Наше общество не поняло, что мирные переговоры могут быть столь же опасными, как война, и мирные переговоры требуют такой же подготовки и грамотности. За год армянское общество не поняло, что параллельно с мирными переговорами, конкретными шагами и конкретными проектами необходимо укрепить переговорные позиции. За год Армения не проанализировала свои выгоды, риски и потенциал.
Вокруг Армении действительно сложилась сложная ситуация - «эпоха мира» с риском войны, что предполагает непрекращающиеся потери.
Какой ресурс имеет Армения?
Ожидать, что Никол добровольно подаст в отставку, чтобы изменить ситуацию, несерьезно. Он не подаст в отставку, даже если узнает, что этим предотвратит военную эскалацию.
С другой стороны, очень важно, чтобы оппозиция быстро сформулировала воспринимаемые армянским обществом и посредниками прагматичные и взвешенные предложения. Сейчас от оппозиции ожидают не «митингового патриотизма», а грамотной альтернативы.
По всей вероятности, эта ситуация приведет к тупику с тенденциями эскалации. Это не выгодно России, и это против философии формата "3+3". Если зайдем в тупик, то активность посреднической миссии ЕС уменьшится. Это приведет к существенному снижению международного интереса к нам. Если Россия будет занята другими фронтами, например, украинским или внутренним, то для Азербайджана может сложиться до сентябрьское положение.
В ответ на заявление Алиева реакция Никола была ни о чем и не предлагала никакого решения. Армении нужны новые нестандартные идеи. Это не примитивные заявления о Севрском договоре или незамедлительном возвращении Шуши и Джракана, и не проект закона против демаркации и делимитации границ. В Армении есть люди, которые хорошо владеют проблемой и возможностями ее решения. Значит, должен увеличиться спрос на них. Армении нужна новая прагматичная политика - внутренняя и внешняя", - написал Ваге Оганнисян.