Эксперт: вклинивание США и ЕС происходит с помощью принципа «разделяй и властвуй»
Чем обусловлена беспрецедентная активность Евросоюза и США в отношениях с Арменией и как России на это реагировать?
На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ в кулуарах Форума финалистов Конкурса молодых международников СНГ имени А. А. Громыко ответил член-корреспондент РАН, д. полит. н., глава Института Европы РАН Алексей Громыко.
Мы видим беспрецедентную активность Евросоюза и США в отношениях с Арменией. Чем обусловлен такой интерес к Армении со стороны США и ЕС?
У США и у Евросоюза есть такая ярко выражена мессианская направленность, их отношение к миру. Есть собственное представление о том, что надо распространять свое влияние, проецировать свою мягкую и иную силу на другие страны и регионы. Евросоюз, несмотря на то, что накопилось очень много внутренних проблем, и в результате перезапуска политики расширения этих проблем импортироваться (проблемы - ред.) на территорию Евросоюза будут еще больше, но, тем не менее, они продолжают раскидываться своими силами и ресурсами для того, чтобы пытаться распространить свое влияние там, где, в общем-то, это выглядит не совсем естественно. То есть вклиниваться со своими интересами в те регионы мира, где они не являются игроками, где они могут сталкиваться с непониманием. Тем более, что это вклинивание происходит, как правило, используя принцип «разделяй и властвуй». И сейчас, в связи с обострением отношений между коллективным Западом, включая США и Евросоюз, и Россией, много делается для самоцели. Не для того, чтобы сделать жизнь людей где-то лучше, а для того, чтобы действительно вбивать клинья между Россией и ее партнерами. В том числе это происходит очень явственно, как мы видим в последние годы, на постсоветском пространстве. Здесь все взрослые и опытные люди особенно те, кто пробивается на вершину политического Олимпа в политике, в мире бизнеса. И, наверное, России - с такими странами, которые начинают задаваться вопросом: с кем они, где их друзья, где конкуренты, может быть, скрытые. Но, видимо, нет смысла, как в детском саду, кому-то рассказывать, какие есть риски. Взрослые люди это должны оценивать сами. А что Россия может сделать в ответ?
Но то, что Россия может сделать, это предупредить, это рассказать о том, как все было с Россией. У самой России очень большой и богатый опыт общения с западными странами в 90-е годы. К чему это привело? Так что, в общем-то, я думаю, что здесь идет речь не о том, что какие-то страны постсоветского пространства искренне не понимают, к чему могут вести те или иные шаги по отрыву, в общем-то, от интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Но если по каким-то причинам это делается, то остается только гадать о том, чем руководствуются такие страны или отдельные политики, к чему это может привести.
В России господствует точка зрения, что страны постсоветского пространства, Союзного государства, члены ЕврАзЭС (ЕАЭС — прим. ред.), члены СНГ, члены ОДКБ — это естественные партнеры, которые связаны действительно веками взаимного сосуществования и проживания в одном экономическом, социальном, гуманитарном, культурном и цивилизационном пространстве. И поддаваться сейчас на меркантильные посулы или на пропаганду, которая оперирует категориями ценностей, а на самом деле базируется на достаточно циничной геополитике... Ну Россия может предупредить, чтобы наши партнеры, наши друзья были крайне осторожны в выборе тех структур, тех государств, тех политиков, которые приходят в эти страны и обещают райские кущи, молочные реки и кисельные берега. России это обещали тоже в свое время. Все закончилось тем, что против нас была развязана гибридная война, последствия которой приходится решать в том числе на территории Украины.
Айк Халатян